Кризис снова заставит экономить

Глава Минфина Антон Силуанов, например, заявил, что существенное снижение курса рубля находится в параметрах коридора, установленного Центробанком, и говорить о нестабильности, рисках или ухудшающейся ситуации неправильно.


Правда, традиционной для прошлого кризиса мантры про "тихую гавань" от российских чиновников сейчас уже не слышно. Между тем, обвал рубля (подробнее об этом читайте здесь) и стоимости нефти на рынках продолжается. За доллар сегодня просили уже 34 рубля. А стоимость барреля нефти марки Bre t впервые с октября 2011 года преодолела вниз психологически важную отметку в $100.


Аналитики сообщили, что скачок стал следствием появления данных об ухудшении конъюнктуры в перерабатывающей промышленности Китая, позволивших предположить вероятность сокращения темпов экономического роста в Поднебесной. Не обрадовала и Европа - там снизился индекс деловой активности и выросла безработица - она достигла уже 11% в целом по 17 странам еврозоны.


Впрочем, аналитик "Инвесткафе" Алексей Пухаев полагает, что замедление мировой экономики и углубление кризиса в еврозоне - лишь сопутствующие факторы. Суннитский блок с помощью увеличения объемов добычи нефти пытается спровоцировать падение цен с целью дестабилизировать финансовую систему Ирана, которая и так находится в достаточно тяжелом положении", - заявил он "Росбалту". В I квартале 2012 года мировая добыча нефти выросла на 1,2% в годовом исчислении.


Основным локомотивом была именно Саудовская Аравия, которая увеличила добычу на 1,1 млн баррелей в сутки (или на 12%). Хотя "быки" предприняли отчаянную попытку вернуть цены на нефть выше 100-долларовой планки, их усилия принесли лишь временный эффект, и во второй половине дня по московскому времени нефтяные контракты уже уверенно торговались в районе $99,5 за баррель.


Для российской государственной казны это крайне печальные новости. Федеральный бюджет сверстан исходя из цен на нефть марки Urals (она на несколько долларов дешевле Bre t) как раз в те самые $100. В случае реализации негативного сценария развития событий, цены на нефть могут снизиться и до $80 за баррель, однако достаточно быстро они восстановятся до текущих значений, полагает Пухаев.


Средняя цена на нефть за 2012 год все равно превысит заложенный уровень в бюджете. Краткосрочное падение цен будет оказывать на рубль серьезное давление, что может спровоцировать панику. Все зависит от действий ЦБ, насколько эффективно он будет проводить валютные интервенции", - полагает аналитик. Сценарий повторения 2008-2009 годов маловероятен, успокаивает Алексей Пухаев. По его словам, новый виток напряженности в арабском мире может вернуть цены к максимальным отметкам.


Непонятно, как долго Саудовская Аравия, ОАЭ и Кувейт смогут удерживать низкие цены при достаточно высоких социальных расходах. Их снижение может спровоцировать рост социального недовольства и новый этап "арабской весны", - отметил аналитик.


Хотелось бы, конечно, чтобы наше новое правительство озвучило формальный план, свою стратегию - что именно оно предполагает делать в условиях стабильно низких в течение долгого времени цен на нефть. В такое время помимо фраз "правительство готово к снижению цен на нефть", многие будут ожидать более конкретных комментариев", - заявила она "Росбалту".


Впрочем, определенные негативные тенденции, свойственные первой волне кризиса, уже отмечены аналитиками. Еще с начала 2011 года в России идет сокращение персонала - в первую очередь, в банковском секторе, отметил Пухаев. Впрочем, говорить о массовых сокращениях пока преждевременно, полагает Карина Артемьева.


В ближайшее время россиянам, очевидно, стоит готовиться к снижению уровня жизни. Маловероятно, что в кризис компании будут повышать зарплаты своим сотрудникам. Но цены будут расти - даже несмотря на падение стоимости нефти. Нашей экономике, предприятиям и компаниям предстоит пережить отложенный на лето рост тарифов. И он может разогнать инфляцию выше запланированного годового уровня.


Социальные закладки:

Бензин на Украине станет лучше и дороже

Собственного бензина на Украине производят все меньше, а стоит он все дороже. Переработка нефтепродуктов и производство топлива на Украине стремительно сокращаются. В минувшем году падение переработки нефти достигло рекордного уровня - всего 15,6 млн тонн. Все крупнейшие кампании - производители топлива жалуются на убытки. Украина все больше завозит готовый бензин и дизтопливо из-за границы, - по более высоким ценам. Накануне кабинет министров отменил действие техусловий при производстве бензина и дизтоплива.


Отныне украинский бензин должен четко соответствовать ГОСТ. Цель этой меры - повышение качества топлива, которое уже давно и справедливо критикуют. Косвенно отмена действия техусловий связана с "Евро-2012". Постановление кабинета министров де-факто оставляет без работы примерно 110 мини-заводов, которые до сих пор добавляли в низкооктановый бензин различные присадки.


И продавали его - как 92-й или 95-й. Прежде всего, такой суррогат и создал плохую репутацию украинского бензина. Еще одно решение кабинета министров, которое дестабилизировало ситуацию на рынке нефтепродуктов, - это введение для бензина и дизтоплива с 1-го июля стандарта "Евро-4". Более высокого, нежели действующий сейчас. Это означает, что после 1-го июля на украинских АЗС можно будет продавать топливо стандарта не ниже чем "Евро-4".


Следовательно - его еще больше будут импортировать. На Украине только 3 из 6 крупных НПЗ могут выдержать такой стандарт качества. Остальные должны либо закрыться, либо провести модернизацию - что дорого и долго. Хотя, по сути, модернизация нужна всем заводам. Устаревшее оборудование - еще советских времен - не обеспечивает того, что специалисты называю уровнем глубины переработки нефти.


То есть, извлечения из сырой нефти всех полезных компонентов. И они не могут конкурировать с современными заводами. В преддверии такой перспективы на Украине стали меньше закупать сырой нефти у традиционных поставщиков - прежде всего - России и Казахстана. Зато - увеличился импорт готовой продукции.


В прошлом году впервые за всю историю половину всех продаж составило импортное топливо. Которое, естественно, дороже. Что привело к медленному, но неуклонному росту розничных сцен. Каждый месяц по чуть-чуть. И в результате - за год цены выросли примерно на 15%. После введения стандарта "Евро-4" стоимость топлива увеличится еще больше и вплотную приблизится к ценам в Европе.


Впрочем, удорожание бензина - это мировая тенденция. Мнение водителей на сей счет различается. Одни считают, что лучше дешевле, пусть и хуже. Другие - что качественное топливо себе окупает. Во-первых, увеличивается пробег на одной заправке. Во-вторых - мотор работает намного лучше.


Социальные закладки:

Власти Европы переквалифицировали газовую энергию

Власти Европы переквалифицировали газовую энергию

Из секретного документа, следует, что большая часть средств, которые должны быть направлены на научные исследования и разработку возобновляемых источников энергии, скорее всего, будут направлены на субсидирование традиционных источников энергии, а не на развитие возобновляемых.


Такой шаг был принят после 18 месяцев интенсивного лоббирования со стороны европейской газовой отрасли, которая пыталась переквалифицировать ГЭС как зеленую альтернативу углю и ядерным источникам энергии, требующую меньших затрат, чем ветряная и солнечная энергия.


В то же время группа зеленых активистов предупреждает, что подобное доверие к газовой энергии взвинтит цены на энергоносители и не будет способствовать росту индустрии возобновляемых источников энергии.


Документ, был согласован государствами Евросоюза и устанавливает основу для программы научных исследований и инноваций Horizo 2020, оцененной в Euro 80 млрд. Программа Horizo 2020 обойдется в миллиарды евро, которые получат фонды исследований и разработок. Как отмечает газета, оригинал документа был изменен чиновниками, которые включают в него прямые ссылки на финансирование газовой энергии.


Социальные закладки:

Заправка до полного

Заправка до полного

«Ох и дурют нашего брата…» - эти слова из бессмертной интермедии Аркадия Райкина о культурном отдыхе удивительно точно относятся к отношениям, сложившимся между автолюбителями и автозаправщиками. Давно воспринимается всеми автовладельцами как непреложный факт, что на подавляющем большинстве автозаправок их обманывают.

Способов масса, начиная от практически безобидного смешивания высокооктановых сортов бензина с низкооктановыми и прочей химии, позволяющей повысить октановое число низкосортного бензина. И заканчивая неистребимым с момента массовой автомобилизации страны недоливом бензина. Нельзя сказать, что нет борьбы с этими явлениями. Конечно есть.

Заправляясь на любой заправке Вы можете попросить сертификат на отпускаемый бензин. Вы можете обратится с жалобой на некачественное топливо на горячую линию по защите прав потребителей и опытные специалисты помогут устроить «веселую жизнь» махинаторам. Общественность, автомобильные издания, надзорные органы проводят рейды, внезапные проверки и контрольные закупки.

На интернет-ресурсах и в прессе публикуются черные списки автозаправок и т.д. Поэтому на откровенную подделку под качественный бензин нарваться на федеральных дорогах, в городах центральной России, Сибири и Дальнего Востока довольно сложно. А вот недоливают повсеместно, от Москвы до самых до окраин. И бороться с этим крайне сложно.

На каждый электронный счетчик отпущенного бензина найдется свой умелец-наладчик, который за умеренную плату или просто из-за симпатий к «королеве бензоколонки» устроит все так, что в каждом отпущенном литре будет чуть меньше литра, а электроника будет отсчитывать полновесные литры. Еще один распространенный способ немного недолить – ловкость рук заправщика.

Точнее сказать и ловкости то особой не нужно. Достаточно при включенной подаче бензина на короткое время отключить заправочный пистолет. Подача бензина прекратится, а счетчик будет добросовестно считать отпущенные литры. Этот фокус используется достаточно часто на тех АЗС где заправку проводят операторы, а не сами водители.

Единственного железно работающего способа не стать жертвой обмана на заправке нет. Но есть несколько рекомендаций, которые позволят свести обман к минимуму или избежать его вовсе. Во-первых по возможности избегайте АЗС с древними заправочными колонками советских времен. Чем новее заправочный комплекс тем сложнее обмануть.

Во-вторых без крайней нужды не пользуйтесь услугами автоцистерн с заправочным оборудованием и никогда не покупайте бензин в канистрах у придорожных торговцев. Это всегда игра в наперстки с заранее известным результатом. В третьих, интересуйтесь мнением других автовладельцев о конкретных АЗС, избегайте заправок с сомнительной репутацией, старайтесь пользоваться услугами АЗС известных брендов.

И последнее – если Вас обслуживает оператор находитесь рядом до конца процесса, по возможности заправляйте не конкретное количество литров, а до полного бака. В последнем случае обман маловероятен – может у Вас откалиброванный датчик уровня топлива в баке и Вы проводите контрольную закупку – подумает оператор.

Социальные закладки:

Кому нужна война за нефть?

Кому нужна война за нефть?

Десятилетия американцы терпели постоянную шумиху о необходимости отучить США от их "зависимости" от нефти. В качестве конкретного недавнего примера возьмём группу под названием SAFE, что означает "Securi g America's Future E ergy" ("Обеспечение будущей энергии Америки").


В её недавно опубликованном докладе под заглавием "Новый американский нефтяной бум" говорится: Вызванный "идеальным штормом" цен, технологий и возможностей недавний рост внутреннего производства нефти является существенным и имеет серьёзные позитивные последствия для экономики страны..


Выделено автором То, что я выделил жирным шрифтом, является знакомым обвинением. Когда защитники окружающей среды, например, жалуются на "субсидии для Большой Нефти", они используют тот же самый подход и утверждения о том, что военный бюджет США косвенным образом поддерживает цены на нефть более дешёвыми для автомобилистов, чем это "действительно стоит", чтобы вывести нефть на рынок. У этой точки зрения есть несколько проблем. Во-первых, это просто неправда, что для "обеспечения безопасности" мировых поставок нефти необходимы военные меры.


Рассмотрим самый неблагоприятный сценарий: иностранный богатый нефтью режим, который является в настоящее время союзником США, переходит в руки группы людей, которые не выносят правительство США - что произойдёт? Ну, если сторонники жёсткого курса в новом режиме захотят сделать символический жест, то они могут заблокировать экспорт нефти в США. Уго Чавес угрожал сделать это несколько лет назад, хотя заметьте, что он не выполнил эту угрозу.)


И всё же, так как нефть является взаимозаменяемым товаром, то всё это закончится тем, что произойдёт реконфигурациямировых перевозок нефти. Нефть не является абсолютно взаимозаменяемой - придётся привести в соответствие НПЗ для обработки других типов сырой нефти - но наш гипотетический режим не сможет нанести слишком много ущерба одним лишь введением эмбарго в отношении Соединённых Штатов.


Если бы этот гипотетический режим действительно захотел доставить неприятности американским автомобилистам, ему бы пришлось полностью отказаться от экспорта нефти. В этом случае весь мир испытывал бы жажду нефти, а цены на нефть выросли бы. И всё же боль не была бы ограничена одними США: пострадала бы каждая страна-потребитель нефти. А главное, наибольшую боль ощущал бы сам недружественный режим. Отказываясь продавать свою нефть за границу, режим заблокировал бы и свой основной источник дохода.


Подумайте об этом таким образом: какой смысл в захвате правительственного аппарата в авторитарной и богатой нефтью стране, если не в присвоении нефтяных доходов? Эти размышления не являются гипотетическими. В реальном мире - что делают правительство США и его союзники, когда они хотят наказать ближневосточный режим? Да ведь они пытаются помешать этим режимам продавать их нефть, вводя санкции против них.


Это доказывает, что, по крайней мере, с точки зрения национальной безопасности препятствование, скажем, Ирану продавать его нефть причиняет больше вреда иранцам, чем американцам. Не поймите меня неправильно, я полностью согласен, что транснациональные нефтяные компании часто работают в тесном сотрудничестве с правительствами, когда дело касается военных действий на Ближнем Востоке.


Но суть в том, что "войны за нефть" ведутся за то, ктоприсвоит деньги от продажи нефти, а не за то, следует ли вообще её продавать. И, конечно, прямым результатом различных кампаний бомбардировок и так далее является сокращение мировой добычи нефти в краткосрочном плане, что повышает цены.


Будь то военные действия против Ирака, Ливии или Ирана, западные военные операции вызывают временное прекращение экспорта и ведут к повышению цен. Глупо беспокоиться по поводу враждебных режимов, которые припрятывают свою нефть, чтобы насолить янки.


И всё же, даже если бы этот страх был обоснованным, общепринятые решения являются не особо разумными. Если потребление нефти Америкой действительно субсидируется в настоящий момент операциями армии США, то тогда решение заключается впрекращении этих военных операций.


Если же одним из "искажений" в этой конструкции являются огромные военные расходы США, то тогда наиболее очевидным решением является сокращение этих расходов, а не предоставление федеральным властям ещё больше денег и власти, чтобы они вмешивались в энергетический сектор. Роберт П. Мерфи является автором книги "Неполиткорректное руководство по капитализму".


Социальные закладки:

Каталитическая гидроочистка

Каталитическая гидроочистка

Во время каталитической гидроочистки из жидких фракций нефти удаляется около 90% загрязняющих веществ, таких как азот, сера, кислород и металлы. Если эти составляющие не удалить из нефти, могут повредить оборудование, катализаторы и могут негативно повлиять на качество продукта.

Обычно гидроочистка проводится перед процессом реформирования, чтобы катализатор не был поврежден неочищенным сырьем, а также перед каталитическим крекингом с целью снижения содержания серы, улучшения качества выходного продукта и для успешной переработки среднедистиллятных фракций нефти в готовый керосин, дизельное и печное топливо. Кроме того, процесс гидроочистки преобразует олефины и ароматические соединения в более насыщенные.

Процесс каталитической гидродесульфуризации Процесс гидроочистки, при котором удаляется сера, называется гидродесульфуризацией. В типичной установке для каталитической гидродесульфуризации предварительно нагретое (600°-800° F) сырье деаэрируется и смешивается с водородом, после чего посылается в реактор с неподвижным катализатором под давлением, достигающим 1000 фунтов на квадратный дюйм. В реакторе серные и азотные соединения, содержащиеся в сырьевом материале, преобразуются в сероводород (H2S) и аммиак (NH3).

Полученные продукты охлаждаются до низкой температуры и посылаются из реактора в сепаратор. Богатый водородом газ повторно используется после отделения, происходящего при большом давлении, а газовый поток низкого давления, богатый сероводородом, отправляется в установку переработки насыщенного газа, где H2S удаляется.

Очищенный газ впоследствии можно использовать как топливо для заводских печей. Продуктом гидроочистки будет жидкий материал, который обычно отправляется в отпарную колонну для удаления остатков сероводорода и других нежелательных компонентов. Если в этом процессе используется пар, продукт после очистки посылается в вакуумный осушитель для удаления воды. Продукты гидродесульфуризации используются как сырье для каталитического реформирования.

Прочие способы гидроочистки

В зависимости от доступного сырья и используемых катализаторов применяются разные виды гидроочистки. Гидроочистку можно использовать для улучшения характеристик горения дистиллятов, таких как керосин. При гидроочистке керосиновых фракций из ароматических соединений получаются нафтены, соединения, которые лучше горят.

Гидроочистка смазочных масел подразумевает обработку масел водородом в присутствии катализатора с целью улучшить качество продукта. Целью мягкой гидроочистки масел является насыщение олефинов и улучшение цвета, запаха и кислотности масла. Мягкая гидроочистка масел может быть использована для последующего производства растворителей. Стандартная температура для данной процедуры обычно ниже 600° F, а необходимое давление ниже 800 фунтов на квадратный дюйм.

Использование сильной гидроочистки масел, проходящей при температурах 600°-750° F и давлении водорода, достигающем 3000 фунтов на квадратный дюйм, поможет насытить ароматические соединения, удалить серу и азот. Сильная гидроочистка масел используется для получения особых характеристик продукта, недостижимых при мягкой гидроочистке.

Гидроочистку можно использовать для улучшения качества бензина пиролиза, побочного продукта от производства этилена. Обычно бензин пиролиза использовался в производстве автомобильного бензина (довольно подходящее применение с точки зрения его высокого октанового числа).

Однако добавлять можно лишь количество неочищенного бензина пиролиза из-за неприемлемых цвета, запаха, а также тенденций этого материала к смолообразованию. Качество бензина пиролиза, богатого диолефином, может быть улучшено гидроочисткой, благодаря которой диолефины преобразуются в моноолефины, и тогда качество продукта будет удовлетворять необходимым требованиям.

Социальные закладки:

Росстат: бензин дорожает и будет дорожать

Росстат: бензин дорожает и будет дорожать

По данным Росстата, за неделю с 9 по 15 апреля бензин снова подорожал. На этот раз на 0,1%. Важно отметить, что и без того высокая стоимость автомобильного топлива увеличивается вторую неделю подряд. Показательно, что рост цен наблюдается на фоне увеличения объемов его производства.


Так, по сравнению с первой апрельской неделей выпуск бензина составил 630,2 тысячи тонн, дизельного топлива - 1237,6 тыс. 0,7 и 1,8% превышает соответствующие показатели начала апреля). Таким образом, по данным ряда СМИ, к началу третьей декады апреля стоимость 92-го бензина повысилась до 27,1 рубля за литр, а 95-го - до 29,2 рубля.


Из-за чего это происходит? Заметим, что рост цен на автомобильное топливо до сих пор сдерживался благодаря неофициальному соглашению между кабинетом министров и нефтедобывающими компаниями, которое, судя по всему, действовало во время предвыборного периода. Причем, как жаловались некоторые участники рынка, заморозка цен создала для них проблемы.


Отдельные независимые продавцы топлива говорили об убытках. Но теперь, судя по всему, топливо будет дорожать. Достаточно обратить внимание на оптовый рынок, на котором цены растут гораздо более быстрыми темпами. Так, АИ-92 подорожал за неделю на 4%(до 30,42 тысяч рублей за тонну), АИ-95 - аж на 6,6% (до 32,9 тысяч рублей), летнее дизтопливо - на 3% (до 27,15 тысяч рублей).


Чем же объясняется рост стоимости топлива в стране, которая не снижает объемы добычи нефти? Одно из объяснений - стремление к наживе крупных нефтяных компаний. Но это лишь одна из составляющих ценового роста.


К примеру, в прошлом году, когда страна в ряде случаев испытывала дефицит топлива, эти показатели были втрое ниже, следовательно, сейчас повторение прошлогодней топливной нехватки нам не грозит. Казалось бы, в такой спокойной ситуации цены на бензин расти не должны. А это уже связано с деятельностью крупных оптовых компаний, стремящихся придержать распродажу топлива до начинающегося сейчас высокого сезона продаж.


Именно это звено на рынке и создает сейчас почву для дальнейшего увеличения стоимости горючего. Ведь даже по самым оптимистичным прогнозам увеличение стоимости горючего в ближайшее время составит не менее 10%, тогда как инфляционные ожидания МЭРТа гораздо ниже. Впрочем, большинство экспертов сходится на мысли, что по итогам 2012 г. 15%. Причем ценовой скачок цен должен произойти в оставшиеся восемь месяцев.


Еще одним моментом, который может повлиять на стоимость бензина, станет вступление России в ВТО. По мнению ряда экспертов, из-за либерализации российского рынка после вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию цена на бензин будет расти. Уже сейчас многие автомобилисты жалуются на необоснованно высокие цены.


А в дальнейшем их дополнительный рост будет провоцировать дополнительное недовольство. Как же сдержать скачки цен на горючее? Но это не совсем так: цена на бензин внутри России во многих случаях превышает стоимость продаваемого топлива на американском и европейском рынках. Так, средние расценки на АИ-95 в странах Северо-Западной Европы на 16 апреля составили 31,55 тыс.


А это на 4% ниже оптовых цен на российском рынке. Принятие последней меры привело к тому, что в результате только в январе-феврале биржевые продажи топлива внутри страны увеличились на 1,4 млн тонн. При таком раскладе увеличение предложения бензина на рынке должно было вызвать снижение цен.


Но видимо, скупившие его оптовые компании решили придержать топливо для того, чтобы путем спекуляции получить больше денег при его реализации в конце весны и начале лета, когда его потребление в связи с особенностями сезона и проведением посевной заметно увеличивается. Как известно, именно в конце апреля начинается заключение контрактов на поставку топлива в мае.


Социальные закладки:

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

июнь 2012
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30