Бензин станет дороже на 10 после майской коронации

Замороженные нефтяные цены поднимутся вдвое от Европы, благодаря предвыборному мораторию. За первые месяцы 2012 года стоимость бензина в Европе выросла в среднем на 10%. В России с начала года действовал мораторий: Минэнерго взяло обещание с крупнейших нефтяных компаний заморозить розничные цены до выборов президента страны, а затем - до инаугурации Владимира Путина.


После майской коронации нефтяники отыграют европейские цены, увеличив за май-июнь стоимость топлива на заправках на те же 10%. Впрочем, подсчитали в ИАЦ Кортес, нефтяники в конце декабря 2012 года заблаговременно подняли цены на 8,48%: в среднем по стране стоимость Аи-95 возросла с 25,44 до 28,54 рублей за литр. В апреле бензин взял еще 1,5-2% цены, отзеркалив, вместе с предновогодним повышением, европейский полугодовой рост.


Новое повышение на 10% - это уже более 20% от предновогодних цен и почти вдвое больше европейской бензиновой инфляции. Другими словами, нефтепроизводители собираются воспользоваться мораторием, как поводом повысить цены вдвое от европейского образца, на который они ссылаются. Сами нефтяники отрицают, что повышение случится из-за отмены моратория и ссылаются на сезонный фактор в виде наплыва подснежников.


В Российской газете, ссылаясь на прогноз Минэкономразвития, объявили о готовящемся нефтепроизводителями повышении цен на бензозаправках в ближайшие месяц-два. На протяжении нескольких месяцев с начала года бензиновые цены на АЗС практически не менялись, отыграв повышение на 0,1%-1,5% в апреле.


Это связано с мораторием, предписанном в начале года Минэнерго крупнейшим нефтяным компаниям. Розничные цены были заморожены сначала до президентских выборов, а затем до инаугурации свежеизбранного президента.


Как предсказывают в информационно-аналитическом центре (ИАЦ) Кортес, составившем отчет для МЭРТ, розничная стоимость топлива в ближайшие месяцы догонит европейскую бензиновую инфляцию. Исследование европейского рынка показало, что в среднем в ЕС стоимость бензина увеличилась за первые месяцы года на 10%. Самый дорогой бензин в Европе по-прежнему продается в Норвегии, Италии и Греции. В этих странах он стоил к началу апреля 75,7, 71,6 и 71,3 рубля за литр соответственно.


Во всей Европе топливо в среднем подорожало на 9,7%, а наибольший рост цен на бензин в первом квартале 2012 года наблюдался в Венгрии (на 15, 6%), далее следуют Польша (15,1%) и Болгария (14,9%). По результатам моратория Россия заняла 30-е из 32 мест в антирейтинге стоимости автотоплива. И цены до апреля, в сравнении с Европой, практически не менялись.


Однако это стало результатом удачной манипуляции со статистикой, отметили в Московских новостях. Перед новогодними праздниками (то есть, перед введением моратория), нефтяники заранее повысили цены в среднем на 8,48%. Стоимость Аи-95 тогда в течение недели увеличилась в среднем с 25,44 до 28,54 рублей за литр.


Эта цена уже не менялась до апреля, а все сравнительные с Европой подсчеты начались уже после заблаговременного повышения. Что обеспечило красивые результаты в отчетной статистике. А вот, если брать за точку отсчета начало декабря прошлого года, то на конец апреля рост стоимости Аи-95 составил 10,8%. Что сравнимо со среднеевропейскими показателями. Если первое повышение цен было заблаговременным и связанным с введением почти полугодового моратория, то следующее повышение обещано нефтепроизводителями уже в связи с окончанием действия моратория-фикции.


И в итоге рост цен может превысить 20% от стоимости Аи-95 на начало декабря 2011 года. Сами нефтепроизводители объявляют, что в мае-июне автовладельцев ждет не повышение цен в связи с окончанием моратория, а традиционный летний фактор - увеличение потребления топлива.


Так, к примеру, выразился ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. По оценкам экспертов, больше всего бензина на свою среднюю зарплату могут купить жители одной из самых богатых стран мира, Люксембурга, - целых 3,2 тысячи литров в месяц. На втором месте страна с самым дорогим бензином - Норвегия, граждане которой могут позволить себе приобрести 3 тонны топлива. На третьем месте Австрия - 2,8 тыс. 95-го бензина в месяц могут приобрести австрийцы на свой средний заработок после уплаты налогов.


Замыкают первую пятерку Бельгия и Швеция. Россия по этому показателю находится на 22-м месте - с 740 литрами бензина в месяц мы расположились между Эстонией и Венгрией.


Социальные закладки:

В Германии найдены триллионы кубометров сланцевого газа

Германия располагает запасами сланцевого газа объемом в триллионы кубометров. Об этом говорится в докладе Федерального института геологических наук и природных ресурсов Германии (BGR), сообщает информагентство Reuters. Сотрудники BGR оценили запасы в широком диапазоне от 6,8 до 22,6 трлн кубометров. Потенциально извлекаемыми из них являются только 0,7-2,3 трлн кубов, отметили ученые. Газ из сланцев и других твердых пород добывается с помощью так называемого фрекинга (или гидроразрыва пласта).


Эта технология вредит окружающей среде, поскольку предполагает использование ядовитых химикатов. В BGR утверждают, что технология фрекинга не представляет опасности для грунтовых вод, если будут выполняться несколько условий.


По его данным, европейские страны обладают почти 10% мировых запасов (18 трлн кубометров), являясь пятым крупнейшим регионом-источником этого ресурса после Китая (19% от мировых запасов), США (13%), Аргентины (12%) и Мексики (10,3%). Поиск месторождений сланцевого газа, по словам Бородина, проводится в Австрии, Великобритании, Венгрии, Германии, Ирландии, Польше и Швеции. Земля Северный Рейн-Вестфалия (ФРГ) в 2010 году выдала 10 иностранным компаниям лицензии на разведку сланцевого газа, напоминает агентство.


Американская Exxo Mobil оценила запасы сланцевого газа в Германии в 827 млрд кубометров. Эта компания развернула в СМИ Германии тематическую рекламную кампанию. Некоторые государства относятся к безопасности методов извлечения газа с опаской. Франция и Болгария запретили разведку сланцевого газа с применением технологии фрекинга.


Социальные закладки:

Южная Корея приостановит импорт иранской нефти

Южная Корея намерена с 1 июля приостановить импорт иранской нефти на фоне санкций Евросоюза, который вводит запрет на страхование судов, транспортирующих это сырье.ЕС и США пытаются заставить Иран отказаться от ядерной программы, лишив эту страну доходов от экспорта нефти, являющихся основой его бюджета.


Южная Корея стала первой экономически развитой азиатской страной, которая прекращает импорт нефти из Ирана."


ЕС запретит страхование, связанное с импортом иранской нефти, из-за чего мы не сможем получить страховку, предоставляемую европейскими страховыми компаниями", - объяснил Би-би-си представитель южнокорейского министерства экономики знаний.По его словам, из-за этого Южная Корея не в состоянии продолжать импорт нефти из Ирана.Страховые вопросыВладельцы грузовых судов оплачивают их страховку, чтобы оградить себя от ущерба в случае аварий и различных других проблем - от человеческих травм до претензий, связанных с экологией.Однако многие компании, предоставляющие страхование таким судам, находятся в Евросоюзе.Это означает, что со вступлением страхового эмбарго в силу 1 июля грузоперевозчикам будет сложно застраховать судно, предназначенное для транспортировки иранской нефти.Из-за этого некоторым азиатским государствам, зависимым от импорта нефти из Ирана, пришлось принять меры, чтобы гарантировать непрекращающиеся поставки.Индия обратилась к Ирану с просьбой самостоятельно обеспечить грузоперевозку и страхование своих поставок, сообщает Reuters.Китай - крупнейший импортер иранской нефти, также попросил Тегеран позаботиться о непрерывных поставках нефти.Япония, в свою очередь, предоставит для поставок иранской нефти "суверенные гарантии".


Социальные закладки:

В Германии начинает работу бензиновая полиция

Специальный комитет будет контролировать рост цен на топливо на каждом этапе производства - от нефтеперерабатывающего завода до заправки. Владельцам АЗС придется еженедельно отчитываться за приобретенное сырье. Автомобилисты инициативе правительства обрадовались, а вот крупные производители бензина начали подсчитывать возможные убытки.


Сколько вы обычно платите за бак бензина? Вопрос, на который не так давно любой немецкий водитель мог ответить с точностью до евро, теперь потерял смысл. Как посчитать, если ценники меняются каждую неделю, по несколько центов в плюс. Федеральное правительство, наконец, решило вмешаться в ситуацию и выяснить, отчего 60 литров 95-го на сегодняшний день стоят самое меньшее 100 евро. В прессе это называли бензиновой полицией.


Крупные производители и владельцы розничных сетей АЗС теперь раз в неделю должны отчитываться, где и по какой цене они приобретали сырье или готовое топливо. Те, кто торгует бензином, естественно, восприняли идею без энтузиазма.


Но с точки зрения потребителя, такой ценник тоже не помещается в границы разумного, и по общему мнению, производители рисуют его, руководствуясь собственной жадностью, а не реальной ситуацией на рынке углеводородов. Теперь появляется шанс поймать их на сговоре. Мониторинг, конечно, не предполагает, что цены немедленно пойдут вниз. Ведь речь не идет об административном вторжении в рыночную среду. По крайней мере, сейчас.


Когда есть твердая цена, которую устанавливает ведомство как в Австрии, тогда да, это интенсивный контроль и вмешательство в рынок. Но в нашем случае просто сообщаются данные, которые дают представление об истинной ситуации.


И в этом типично немецкая черта - немцы очень любят собирать информацию, прежде чем начинать действовать", - говорит Карстен Цоргер, пресс-секретарь немецкого союза автолюбителей. Но готова ли власть действительно пойти против интересов нефтяных корпораций? Серьезных оснований сомневаться в этом нет - тень сомнения может возникнуть, если свериться с политическим календарем.


6 мая выборы в Шлезвиг-Гольдштейн, 13 мая голосует северный рейн-вествфалия. У партии Ангелы Меркель в обеих землях шаткие позиции. Правящие теряют популярность. И обещание раскрыть тайну формирования цен на топливо - это, конечно, то, что обязательно понравится избирателям.


Социальные закладки:

Украина хочет сбросить газовый аркан

Согласно обновленной энергостратегии Украины до 2030 года, страна откажется от импорта электроэнергии и сведет до минимума импорт газа. Эксперты считают эти планы нереализуемыми и не отвечающими интересам потребителей.


Опубликованная на официальном сайте министерства энергетики и угольной промышленности обновленная энергетическая стратегия Украины до 2030 года предусматривает, что страна самостоятельно удовлетворит потребности в электричестве, а также сведет до минимума импорт газа, нефти и угля за счет увеличения их внутренней добычи.


Экологи критикуют правительство за нежелание сокращать объемы энергопотребления. Независимые эксперты считают стратегию трудновыполнимой из-за большого количества рисков и игнорирования глобальных тенденций.


Ставка на рост энергопотребления По новой версии энергостратегии Украины, потребление электричества в стране к 2030 году вырастет в два раза и будет удовлетворено за счет роста генерирования тока на тепловых и атомных электростанциях. Для этого поставлены цели увеличения угледобычи и создания собственного цикла производства ядерного топлива. В энергостратегии заложен также рост потребления нефти к 2030 году в два раза, а вот роста ее добычи не предусмотрено. Львиную долю нефти предполагается импортировать.


А истощившиеся традиционные месторождения дополнить освоением глубоководного Черноморского шельфа. Авторы стратегии не исключают, что при удачных результатах геологоразведки в 2022 году может стартовать глубоководная шельфовая добыча газа, которая даст к 2030 году до 7-9 миллиардов кубометров в год при потребностях в 50 миллиардов кубометров. Традиционные месторождения, как сказано в документе, дадут около 20-21 миллиарда кубометров.


Около пяти миллиардов кубометров планируется импортировать из-за рубежа, а остальной газ авторы стратегии ожидают получать из плотных, сланцевых и метановых пород. В целом стратегия предусматривает рост потребления энергоресурсов с 231 до почти 290 миллионов тонн условного топлива.


Без оглядки на соседей Директор энергетических программ киевского Центра имени Разумкова Владимир Омельченко в интервью DW назвал намерения сократить импорт газа самой сильной частью новой стратегии. По его словам, это возможно, но только при масштабных иностранных инвестициях в добычу альтернативных видов газа и в освоение Черноморского шельфа.


Самым большим риском энергостратегии эксперт назвал тот факт, что она не опирается на стратегию социально-экономического развития государства, которой пока вообще нет.


В новой стратегии не учтены энергетические стратегии европейских стран и России, без чего невозможно вмонтировать украинскую энергостратегию в региональный контекст, отметил в интервью DW президент Киевского международного энергетического клуба Александр Тодийчук. Он считает, что предложенный вариант стратегии описывает отдельные направления без четкого формулирования общих целей. Следовало взять нынешний энергобаланс и составить оптимальный энергобаланс.


А энергостратегию разрабатывать, как путь достижения оптимального варианта, - сказал Тодийчук. Транзитный реверс Транзит российского газа в Европу через Украину к 2030 году сократится в два раза, сказано в документе.


Эксперты также выразили удивление тем, что энергетическую стратегию государства разработал близкий к самому богатому олигарху Украины Ринату Ахметову фонд Эффективное управление.


Почему государственную стратегию разрабатывает структура частного лица, владельца компании, являющейся монополистом на украинском энергорынке? Данный факт сам по себе ставит под сомнение учет в стратегии интересов всех участников этого рынка - производителей, поставщиков и потребителей, - считает Владимир Омельченко.


Социальные закладки:

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

июнь 2012
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30