Украина приступает к строительству терминала для СПГ

Мировой рынок газа в последние годы претерпевает ряд изменений. Новые возможности по его транспортировке в сжиженном виде повышают конкуренцию на рынке, а также выравнивают цены. Украина, следуя мировым тенденциям, также начинает строительство LNG-терминала по приему сжиженного газа и в скором будущем сможет стать полноценным игроком на мировом энергетическом рынке. Через несколько лет наша страна сможет не только принимать газ для себя, но и продавать его дальше в Европу.


Для этого в Одесской области возле морпорта "Южный" будет возведен терминал для приема этого топлива, которое в Украину будут доставлять морем. Согласно технико-экономическому обоснованию проекта, доля государства в терминале составит 25%, а 75% - доля частных компаний. Примерная стоимость строительства терминала - 846 миллионов евро. К 2016 году Украина планирует ввести в эксплуатацию первую очередь собственного LNG-терминала мощностью до 5 миллиардов кубометров газа в год. В дальнейшем мощность можно увеличить до 10 миллиардов кубометров в год.


Работы по строительству стыка трубопроводного соединения украинской газотранспортной системы и терминала начнутся еще до конца нынешнего года. Давайте разберемся, зачем Украине понадобился свой собственный терминал.


Как показывают последние мировые тенденции, наиболее крупные потребители природного газа все больше внимания уделяют сжиженному газу. Его поставка посредством кораблей по морю становится реальной альтернативой традиционной поставке газа по трубопроводам. Причин тому несколько.


Во-первых, за последние годы резко подешевели технологии получения и транспортировки сжиженного природного газа. Они заключили договоры на строительство сети терминалов сжиженного природного газа (СПГ) и сформировали крупнейший специализированный флот из 54 судов. В 2010 году эта страна поставила 55,7 млн тонн газа в 23 страны.


В 2011 году - 77 млн тонн, а к концу 2012-го планирует продать 120 млн тонн. 23% потребляемого ЕС газа имеет катарское происхождение. За восемь лет объемы производства и экспорта СПГ в Катаре выросли в шесть раз! Более того, в ближайшие пять лет там собираются вложить в эту отрасль около 96 млрд долларов.


Поэтому компания Shell обнародовала планы постройки крупнейшего в мире судна - плавучей фабрики по сжижению природного газа и его хранению. Неудивительно, что в таких условиях ежегодно объемы торговли этим видом топлива растут на 10%. Сегодня в мире в сжиженном состоянии экспортируется 143 млрд кубометров газа, тогда как традиционным способом, по трубопроводам, экспортируется 414 млрд кубометров.


Еще большего увеличения предложения сжиженного газа ожидают после того, как США станет экспортером этого топлива. В такой ситуации многие европейские страны строят или планируют возводить терминалы по приему сжиженного газа. Например, Польша собирается построить свой терминал до конца 2014 года. Также к строительству приступила Литва.


Еще один терминал построят в Эстонии, и он будет работать сразу на несколько стран - Латвию и Финляндию. А Хорватия думает над строительством плавучего СПГ-терминала в северной Адриатике, который по мощности в два раза превысит объемы их собственного потребления. Это позволит странам не только диверсифицировать покупку газа, но и становиться игроками на этом рынке.


Та же Хорватия, по всей видимости, собирается торговать сжиженным газом уже в Европе. Сочетание нашего терминала и нашей разветвленной газотранспортной системы может стать реальным путем поставки газа в Европу, - отметил Юрий Бойко. Прогнозировать цены на газ в ближайшее время довольно сложно. Но эксперты предполагают, что они будут падать.


Разработка этих месторождений составит хорошую конкуренцию не только Катару, но и поставщикам газа по трубопроводам, включая Россию и Норвегию. Но даже сейчас цены на сжиженный газ существенно отличаются от тех, что приходится платить за топливо из трубы. Поэтому Украина надеется получить существенные дивиденды, став игроком на рынке сжиженного газа.


Все будет зависеть от мощности терминала и возможности его загрузки, - говорит Юрий Бойко. Мы рассчитываем на объемы, которые будут занимать значительную долю нашего энергетического баланса, а конечное решение будет приниматься на базе цены. Все зависит от цены - чем дешевле будет газ, тем больше мы его купим. В целом он намного дешевле, чем трубопроводный газ, который мы сейчас получаем.


Социальные закладки:

На нефтяной платформе в Мексиканском заливе произошел пожар

На нефтяной платформе в Мексиканском заливе в пятницу, 16 ноября, произошел пожар, сообщает Associated Press. Возгорание, по данным Береговой охраны, возникло на нефтяной платформе после взрыва, причины которого пока не установлены. В момент происшествия на платформе находились 26 человек. Четыре человека доставлены в ближайшие больницы с сильными ожогами, врачи оценивают их состояние как критическое.


Еще два человека, находившиеся на платформе, числятся пропавшими без вести. Владельцем нефтяной платформы, на которой возник пожар, является компания Black Elk E ergy из штата Луизиана. В результате пожара с платформы в воду попало около 105 литров нефти, заявили представители Береговой охраны, добавив, что утечка уже остановлена. В момент происшествия, подчеркнули они, добыча нефти не велась, и скважина была перекрыта. В апреле 2010 года в Мексиканском заливе произошел взрыв на нефтяной платформе Deepwater Horizo, принадлежавшей BP.


В результате взрыва и последовавшего за ним пожара 11 человек погибли, а платформа затонула. Скважина, над которой была установлена платформа, получила повреждения, и в воды Мексиканского залива начала вытекать нефть.


Остановить утечку специалистам BP удалось лишь через три месяца, за это время в Мексиканский залив попало около 4,9 миллиона баррелей нефти. 15 ноября 2012 года стало известно, что компания BP признала свою вину за разлив нефти в Мексиканском заливе и согласилась выплатить штраф в размере 4,5 миллиарда долларов. В обмен на это американские власти согласились прекратить судебное преследование нефтяной компании.


Социальные закладки:

Эстония: способ заработать на Северном потоке

Охрана проходящего по дну Балтийского моря газопровода Северный поток могла бы стать международным предприятием, в котором приняли бы участие и эстонские подразделения и организации, говорится в подготовленном центром оборонных исследований Эстонии докладе о ситуации в сфере безопасности в регионе Балтийского моря. Крайне редко упоминается, что Северный поток - это международный проект, - отмечается в документе.


Решить проблему охраны газопровода можно, превратив его в международное предприятие, в котором бы участвовали немецкие, эстонские, российские и финские компании. Эстонские специалисты считают, что странам необходимо тщательно изучить эту возможность. В докладе говорится, что российская инфраструктура на территории Эстонии может означать определенный риск для безопасности страны.


Россия может утверждать, что у нее есть право охранять свой газопровод, к примеру, патрулировать район вооруженными военными кораблями, самолетами или вертолетами. Нельзя исключать и желание России проводить военные учения, сценарий которых будет содержать ту или иную угрозу газопроводу, - считают авторы доклада. В то же время из документа следует, что проект Северный поток может быть Эстонии выгоден с экономической точки зрения.


По мнению эстонских исследователей, если разрешить Газпрому использовать территорию страны, то можно будет получать плату за транзит и аренду. В будущем соглашение с Газпромом может открыть двери для иных предприятий в области энергетики, которые могут оказаться для Эстонии экономически выгодными, передает Интерфакс.


Также следует учитывать фактор доброй воли, даже если нет оснований ожидать немедленного улучшения эстонско-российских отношений. Этот фактор доброй воли может также укрепить позицию Эстонии в других сферах, например, в части желания России ввести безвизовый режим с Евросоюзом, - отмечают авторы.


Даже 20 лет спустя мы склонны думать, что маленькие и уязвимые, что нам нельзя идти на слишком рискованные шаги, а обязательно надо говорить нет, так как это вредит нашим интересам тут и там, - отметила она. Мы редко думаем о возможных положительных аспектах, о том, как, например, какой-нибудь шаг или аргумент могут повысить нашу репутацию, - добавляет Кальюранд.


Она считает, что Эстония должна вести себя как зрелое государство ЕС. По ее словам, в докладе не идет речь о том, что Эстонии следовало бы разрешить Nord Stream провести исследования в экономических водах страны. Здесь неважно, какое решение, главное, чтобы оно было аргументировано, передает Postimees. Кроме экологических исследований могли бы быть исследования в области экономики и безопасности, и Эстония могла бы использовать свое членство в Европейском союзе и НАТО, - заключила она.


Напомним, власти Эстонии отказываются пускать Северный поток в свои воды. В конце октября министр обороны страны Урмас Рейнсалу высказался против проведения исследования возможности прокладки в водах республики новых ниток газопровода.


Он порекомендовал министерству иностранных дел ответить компании Nord Stream AG отказом на пожелание провести исследования в водах Эстонии, поскольку, по его мнению, прокладка газопровода представляет угрозу для безопасности страны. Однако эксперты считают, что участие Эстонии в Северном потоке смогло бы принести существенную экономическую выгоду для страны.


Эстония смогла бы ежегодно получать от транзита 200-250 млн долларов, что для эстонского бюджета сумма весьма немаленькая. Кроме того, если к этому прибавить еще и услуги по охране и обслуживанию, а также учитывая возможную скидку на газ, то выгода составит порядка 500-600 млн долларов.


Из-за позиции эстонского правительства, которое опасалось обострения экологической ситуации в своих водах из-за строительства этого газопровода, пришлось сдвинуть строительство газопровода подальше от эстонских границ, что значительно увеличило стоимость реализации этого проекта, - добавил Нарек Авакян.


Но самое главное, что у эстонских вооруженных сил может оказаться недостаточно ресурсов для охраны газопровода. В мирное время они насчитывают 5,5 тысяч человек. ВВС состоят из двух транспортных самолетов и четырех вертолетов. Государство неохотно выделяет финансирование на развитие военной инфраструктуры.


Социальные закладки:

РФ и Беларусь закончили нефтяной конфликт

Ситуация в белорусско-российских отношениях в нефтяной сфере разблокирована. Об этом заявил первый вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко по итогам переговоров с вице-премьером РФ Аркадием Дворковичем. Мы разблокировали ситуацию по поставкам нефти на четвертый квартал и вернулись к обычному графику поставок", - сказал он. Семешко напомнил, что в октябре российская сторона несколько снизила поставки российской нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы, передает ИТАР-ТАСС. В частности, пояснил он, для нормальной работы НПЗ необходимо 1 млн 800 тыс.


1 млн 300 тыс тонн. Семашко сообщил, что достигнута также договоренность, что Россия будет поставлять в 2013 году 23 млн тонн нефти. Что касается будущего года, то цифра будет 23 млн тонн. Здесь возражений мы не услышали", - сказал Семашко. Первый вице-премьер также сообщил, что в 2013 году Беларусь готова обеспечивать поставки нефтепродуктов на российский рынок при экономической для него выгоде.


Есть просьба российского правительства помочь в поставках высокооктанового бензина. Мы не говорим "нет", мы говорим "да", но на рыночных условиях", - отметил Семашко. При этом он отметил, что надо учитывать тот факт, что белорусские НПЗ тратят большие средства на свою модернизацию, и сегодня они достигли очень высокой глубины переработки нефти. Первый вице-премьер также заметил, что Минск будет обеспечивать российский рынок нефтепродуктами до тех пор, пока российские НПЗ не завершат свою модернизацию.


Ранее сообщалось, что Россия заявила о потере $1,5 млрд нефтяных пошлин, недополученных из-за того, что в 2012 году Беларусь резко увеличила экспорт не облагаемых пошлиной нефтепродуктов. По мнению РФ, таким образом Беларусь экспортировала не только растворители и разбавители, но и нефть.


Известно, что отказ от "растворительно-разбавительного бизнеса" стал одним из условий согласования нефтяного баланса между Россией и Беларусью на последний квартал 2012 года, а вопрос о компенсации за "растворительно-разбавительный бизнес" увязан с вопросом об объемах поставок нефти в Беларусь в 2013 году. В октябре министерство энергетики РФ объявило, что сокращает поставки нефти в Беларусь в четвертом квартале более, чем на 20%.


Социальные закладки:

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

ноябрь 2012
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30