Россия не увеличивает влияние на Европу

По старой системе экономики длинных контрактов и геополитики трубопроводов сейчас бьет развитие рынка сжиженного газа. В Брюсселе прошел саммит Россия - ЕС. В связи с этим я хотел бы сказать, что в отношениях между сторонами сложилась повестка из трудно решаемых вопросов.


В их числе - Стратегическое соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое никак не могут заключить. Прежний его срок истек, а новое соглашение не подписано.


Воздействие ЕС не имело бы эффекта, если бы не происходило реальной диверсификации Далее - проблема в энергетике, связанная с инициативами ЕС по новым правилам на рынке и конкретными корпоративными спорами между Газпромом и его европейскими партнерами. Для ЕС есть несколько проблем. Первая - это транспортная монополия России на своей территории.


Евросоюз в Энергетической хартии всегда настаивал на том, чтобы транспортные системы работали просто как коммерческие предприятия и транзитная рента не была бы национализирована. Поэтому ЕС и старается не допустить объединения транзитеров и поставщиков.


Второй момент - это стремление отойти от практики долгосрочных контрактов при нынешней выгодной для России цене на нефть. По принципу бери или плати они должны платить, даже если и не выбирают полностью объем, на который заключен контракт. Этот принцип действует еще с советских времен, а смысл его в том, чтобы риски поставщика покрывались.


По старой системе экономики длинных контрактов и геополитики трубопроводов сейчас бьет развитие рынка сжиженного газа в Европе. Регулирующее воздействие ЕС не имело бы эффекта, если бы не происходило реальной диверсификации прежде всего за счет поставок из Катара, который наращивает добычу и сжижение природного газа. Существенная часть европейских потребностей будет покрываться за счет этого. Уже нередко возникала ситуация, когда спотовые цены были ниже цен, фиксированных в контрактах.


Перспектив для введения безвизового режима с ЕС нет В этой ситуации я считаю большой ошибкой любой ценой пролоббировать Южный поток, потому что это - реализация ровно той самой стратегии, которая заводит Газпром в тупик и делает его заложником европейской политики.


Трубопроводами Россия не увеличивает свое влияние на Европу, а напротив, в гораздо большей степени делает себя заложником европейской политической и экономической конъюнктуры. Речь идет о многомиллиардных инвестициях, и деньги придется возвращать. Не исключаю, что европейцы позволят реализовать этот проект.


Что касается визовой проблемы, то перспектив безвизового режима нет. Для Европы скорее настало время закрываться в плане границ, чем открываться. Думаю, одна из проблем, которая препятствует безвизовому режиму, - это необустроенная южная граница России. Она у нас отсутствует просто физически, да и юридически, учитывая безвизовый режим со странами Средней Азии.


Любой вопрос отношений с Россией политизируется, но есть и объективные опасения.


Социальные закладки:

Транзит нефти в КНР через Казахстан нерентабелен

Мы не поддерживаем эту инициативу, потому что транзит нефти через Казахстан в Китай сопряжен с серьезными издержками для Транснефти. Мы теряем выручку. Это 1,5 млрд долларов убытков за транзит. Деньги выпадают из бюджета, - сказал Токарев, передает Интерфакс.


По его словам, транзит нефти в этом направлении может быть осуществлен в случае компенсации бюджету выпадающих средств. Как решится вопрос компенсаций, так и будет решен этот вопрос, - отметил Токарев. Он подчеркнул, что пока Роснефть не обращалась в Транснефть с просьбой провести прокачку нефти в этом направлении.


Мы знаем, что есть такие планы, но к нам с такой темой не обращались, - сказал глава Транснефти. До 2009 года маршрутом поставок через Казахстан в Китай по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу воспользовались только две российские компании - ОАО Газпром нефть и ТНК-BP. С 2010 года прокачка российской нефти в данном направлении не осуществлялась.


Между тем Казахстан пошел на установления по данному направлению льготного тарифа. Китай также заинтересован в покупке российской нефти по данному направлению. Он неоднократно предлагал Роснефти увеличить поставки нефти по данному направлению. Токарев также отметил, что Транснефть готова обсуждать с властями ЕС вопросы обеспечения безопасности поставок нефти в Европу, но не намерена отчитываться перед ними. Какая может быть отчетность перед ЕС?


Мы нигде, ни с какой стороны ЕС не обязаны, тем более отчитываться. Если они хотят как-то нормально, корректно, поговорить, они должны изменить подходы к такому диалогу, - сказал Токарев, передает РИА Новости По его словам, ЕС нужны гарантии, что в связи с новыми направлениями транспортировки сырья, в частности введенной во вторник второй очереди нефтепровода Восточная Сибирь- Тихий океан (ВСТО), могут сократиться поставки нефти в Европу.


Однако, подчеркнул он, поставки нефти в ту или иную страну определяются рыночными условиями. Сегодня у России очень много возможностей защитить свои интересы. Раньше была одна площадка в Новороссийске, с нами разговаривали через губу. Появилась БТС (Балтийская транспортная система). Все равно объемы добычи больше, чем экспортные возможности, а сейчас у нас и Усть-Луга, и ВСТО, и все это еще расширяется.


Сегодня нефтяники себя очень комфортно чувствуют, - сказал он.


Социальные закладки:

В Госдуму внесен план роста акцизов на бензин

В 2013 году рост акцизов на бензин составит около шести процентов. Об этом в номере от 28 сентября пишет газета "Ведомости", в распоряжении которой оказался соответствующий законопроект. Документ был разработан в правительстве и в настоящее время находится на рассмотрении в Госдуме.


По планам чиновников, в следующем году акциз на топливо экологического класса "Евро-4" повысится до 8960 рублей за тонну, на "Евро-5" - до 5750 рублей за тонну, на дизельное топливо - до 5100 и 4500 (зависит от экологического класса) рублей за тонну. Индексация акцизов произойдет с июля. По расчетам профильных ведомств, мера принесет около восьми миллиардов рублей. Акциз на самый популярный бензин в России - "Евро-3" - к 2015 году вырастет до 12879 рублей за тонну.


Сборы с "Евро-4" поднимутся до 10358 рублей за тонну, а "Евро-5" - до 6223 рублей. По подсчетам издания, к 2015 году топливо класса "Евро-4" подорожает на 3,87 рубля за литр к уровню 2011-го, а "Евро-5" - на 3,26 рубля. Реализация планов ведомства могла бы привести к росту стоимости литра бензина класса "Евро-4" и "Евро-5" к 2015 году на 5,02 и 4,75 рубля соответственно, но был в результате принят более мягкий вариант.


Меньшие ставки акцизов на высококачественные классы бензина объясняются тем, что правительство стимулирует производство топлива экологичных марок. Согласно планам властей, к 2013 году топливо класса "Евро-2" должно быть запрещено к обороту на территории страны, "Евро-3" - к 2015 году, "Евро-4" - к 2016 году. Соответственно, с 2016 года Россия должна полностью перейти на "Евро-5".


В то же время, в августе деловые СМИ сообщали, что сроки могут быть передвинуты из-за неготовности отечественной нефтепереработки.


Социальные закладки:

Литва одумалась: газ мы получаем не из Америки

Председатель сейма Литвы Видас Гядвилас считает необходимым развивать отношения с Россией. Нужно позаботиться о своих людях. С Россией у нас очень тесные экономические отношения. Мы покупаем газ, очень много газа, и электричество, и нефть. Это сотрудничество нам много дает.


Из Америки мы газ не подключим, - сказал спикер сейма Литвы, слова которого приводит Интерфакс. Спикер сейма Литвы отметил: Не только мы говорим о двусторонних отношениях с Россией, говорят и Финляндия, и Польша, и Германия заключает много договоров. Нам тоже нужно решать свои проблемы. Так что издалека кажется одно, а здесь, когда есть соседи, - совсем иначе. По его словам, демократия - это дело самой России, а экономические и культурные отношения нужно улучшать.


Если у нас будет лучше ситуация с экономикой, то литовцам будет лучше, - сказал Гядвилас. На вопрос, совпадает ли его точка зрения с позицией президента Дали Грибаускайте, он ответил: Нас выбирали, мы были на своем избирательном участке, говорили там с людьми об этом - насколько было бы дешевле электричество. Рядовой человек ощущает в зависимости от того, сколько у него в кармане, хорошо он живет или плохо. Большинство людей живет не очень хорошо. Я не хочу выделять одну Россию.


Наши соседи - и Белоруссия, и Польша, и скандинавские страны. По словам Гядвиласа, российский капитал инвестируется во всей Европе, и Литва в этом отношении не является буферным государством: У россиян везде влиятельные люди, потому, что у них есть мощные ресурсы, есть крупные предприниматели с большим капиталом. Они здесь много инвестируют в недвижимость и в другие проекты, но это естественно.


Так происходит во всем мире, во всей Европе, - сказал Гядвилас. Госсекретарь Хиллари Клинтон заявила, что власти США намерены помешать созданию новой версии Советского Союза под видом экономической интеграции. Клинтон беспокоит, что СССР может быть воссоздан под новыми названиями - Таможенный союз или Евразийский союз. Госсекретарь США отметила, что российские власти поддерживают этот план для углубления экономических связей с соседями. Давайте не делать ошибок.


Социальные закладки:

10 крупнейших проектов России в 2012-м

Уходящий 2012 год запомнился рядом масштабных проектов, которые были успешно реализованы или реализации которых был дан старт. Вспомним самые важные из них. 1. Южный поток В начале декабря был дан старт строительству газопровода Южный поток. Оценить значение этого события в полной мере смогут те, кто следил за многолетними согласованиями маршрута газопровода с европейскими странами.


Помним мы и массированную атаку проекта в западных СМИ (да и, чего греха таить, во многих отечественных тоже), помним лихорадочные попытки предотвратить строительство Южного потока через реализацию конкурирующего проекта Набукко. Этот год стал для проекта прорывным.


Болгария подписали протокол об окончательном инвестиционном решении по строительству газопровода Южный поток на своей территории. Уже в июне 2013 года здесь будет строительство европейского сухопутного участка. Все необходимые соглашения достигнуты с Сербией, Венгрией, Словенией, Хорватией и Турцией. В 2015 году будет пущена первая нитка газопровода, а все 4 будут введены в эксплуатацию в 2019 году. Ну, а Набукко так и остался проектом на бумаге..


3. ВСТО-2 Нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий Океан способен изменить экономический и политический ландшафт современного мира. С его помощью Россия выходит на перспективный и быстроразвивающийся рынок АТР. Этот год стал для проекта весьма результативным. Сейчас, когда вы читаете эти строки, нефть стремительно заполняет нефтепровода ВСТО-2. Уже 25 декабря он будет полностью запущен.


На недавней пресс-конференции В.Путин так оценил проект: Эта работа завершена. Я хочу поздравить строителей, инженеров, всех тех, кто имел отношение к этой огромной стройке, - отметил президент. Вы только вдумайтесь: это огромная стройка. Знаете, стройка ведь шла в условиях абсолютно необустроенной инфраструктуры, там же ничего нет: ни дорог, ни электроснабжения. И всё это сделано. Член Еврокомиссии Карел де Гюхт заявил: Россия должна изменить неприемлемое поведение.


Если они не примут мер по нарушениям, совершенным в последние месяцы, мы будем вынуждены принять меры. Ну не нравится им, что Россия открывает новые рынки для своих ресурсов. Ведь диверсификация ведёт к неизбежному сокращению объёмов поставок и росту цен. Если это не конкуренция, то что? Разве она перестала быть священной коровой европейских рыночников?


2. Северный поток Во многом реализация Южного потока стала возможной благодаря успешной реализации Северного потока - ещё одной газовой артерии из России в Европу. В этом году досрочно была введена вторая ветка газопровода и начаты коммерческие поставки по ней топлива. На очереди ещё две. Яростное противодействие со стороны наших польских, эстонских, латвийских и литовских коллег не ослабевает.


Что само по себе доказывает высокую значимость Северного проекта для нашей страны. 4. Бованенковское Пуск Газпромом Бованенковского месторождения стал без преувеличений грандиозным событием. В мире ещё не было прецедентов такого масштабного промысла в суровых климатических условиях Арктики. А мы сделали и доказали, что лучше нас в Арктике никого нет.


Во-первых, компания НОВАТЭК при помощи Росатома провела по СМП первые танкеры с сжиженным природным газом. Во-вторых, сам путь получил статус национальной транспортной магистрали. В-третьих, началось активное возрождение атомного ледокольного флота. Так Балтийский завод в этом году преступил к строительству атомного ледокола нового типа. Гендиректор завода А.Вознесенский пояснил: Мы загружены работой до 2020 года - выполняем заказ Атомфлота.


Сейчас строим атомный ледокол мощностью 60 мегаватт. Это будет самый большой атомный ледокол в мире. Есть заказы еще на два таких же мощных судна. Общая стоимость всех трех контрактов - около 3 млрд. Эти ледоколы придут на замену существующим ледоколам. Параллельно идёт работа над созданием атомного ледокола нового поколения мощностью 100 мегаватт.


Напомним, что СМП главная судоходная магистраль Арктики, проходящая вдоль северных берегов РФ, соединяющая европейские и дальневосточные порты. Потенциальный грузопоток Севморпути оценивается в 50 миллионов тонн в год. Стоит ли добавлять, что СМП, как и Бованенковское даст мощнейший импульс развития северному региону.


Кстати, путь связан и с ещё одним проектом - Северным широтным ходом. 6. Проекты Росатома Те, кто дочитал до этого места, наверняка приуныли от обилия ресурсных проектов. Кто-то даже уже готов написать комментарий: Опять ничего не строим кроме труб!. Спешу вознаградить терпеливых, далее мы не скажем про газ и нефть ни слова.


Государственная корпорация Росатом отлично отработала год. Объём контрактов за год вырос почти на треть - до 70 млрд. Российский атом остаётся востребованным и уважаемым во всём мире. В этом году удалось согласовать с Китаем все вопросы по сооружению второй очереди Тяньваньской АЭС. К 2018 году все блоки будут сданы в эксплуатацию. Чуть ранее Росатом решил аналогичные вопросы по строительству АЭС Аккую в Турции.Завершаются работы по первому блоку индийской АЭС Куданкулам.


Второй блок должен быть запущен в следующем году. В России же год прошёл в строгом соответствии с планами. Другого от Росатома и не ожидали. В сентябре сдан в промышленную эксплуатацию 4-й энергоблок Калининской АЭС, продолжается строительство ещё 9 блоков. Уже работающие российские АЭС в 2012 г.


177,3 млрд киловатт-час энергии - больше, чем в прошлом году, и около 16% от всей энергетики страны. 7. Богучанская ГЭС В октябре состоялся ввод в эксплуатацию первых агрегатов крупнейшего объекта гидроэнергетического строительства страны - Богучанской ГЭС.


Она же носит заслуженный титул самого сложного гидроэнергетического долгостроя. Заложенный в 1974 году объект, очнулся от перестроечной спячки только в 2006 году. 15 октября этого года состоялся пуск первых двух гидроагрегатов, в ноябре - третьего. До конца года планируется запустить четвертый, пятый и шестой гидроагрегаты. Полноценно работающей станцию можно будет назвать в конце 2014 года, когда заполнится водохранилище, так называемое Новое Сибирское море.


8. Климовские двигатели Легендарный двигателестроительный завод им. Климова переезжает в новый производственный комплекс, снабжённый современным оборудованием. Общий объем инвестиций, вложенный в проект реконструкции и технического перевооружения КПК ОАО Климов, составил 6,5 млрд. К чему такие траты? Дело в том, что это, по сути, начало создания центра мирового уровня по производству газотурбинных двигателей. Так на заводе уже проходят испытания нового вертолётного двигателя ВК-2500.


Ими комплектуются вертолёты Ка-52 Аллигатор и Ми-28 Ночной охотник. Важно, что двигатели состоят на 100% из отечественных комплектующих, а это позволит полностью уйти от зависимости от иностранных поставщиков. Завод уже с 2015 года будет выпускать не менее 400 таких двигателей в год. Кроме этого, прошёл госиспытания климовский турбореактивный двигатель РД-33МК. Вице-премьер Д.Рогозин так прокомментировал это событие: По сути дела мы вышли на создание двигателя, который позволит вернуться к палубной авиации.


9. Металлургия Громкое событие года - открытие второй очереди стана-2000 на Магнитогорском металлургическом комбинате. Это гигантский комплекс мощностью 2 млн. Его необходимость в свою очередь обусловлена динамичным ростом российского автопроизводства в этом году. Продолжается реконструкция стана 2500 горячей прокатки стоимостью 1 млрд.


Строительство рельсобалочного стана стоимостью более 40 млрд. Челябинском металлургическом комбинате. Это продукция в России не производится, так что предприятие будет иметь гарантированную загрузку. Уралмашзавод создаёт новое металлургическое производство. А российская, вовремя переориентировавшаяся на внутренний рынок, в целом оказалась в выигрышном положении. Чего не скажешь, про иностранные компании, которые оказались с него вытеснены. 10.


Горнодобывающая отрасль Среди запомнившихся событий - начало строительства Михеевского горно-обогатительного комбината в Челябинской области. Со времен СССР это первый столь масштабный проект в отрасли. Общая сумма инвестиций составляет 24 млрд. Ещё не выйдя на проектную мощность, ГОК обеспечил работой почти 1000 человек.


Фабрика будет перерабатывать более 18 миллионов тонн руды из существующего карьера. В этом же году в Мурманской области заработал ГОК Олений ручей и уже успел выпустить первую партию апатитового концентрата. Инвестиции только в первую очередь проекта составляют более 10 млрд.


15 млрд рублей), поэтому с окончательным пуском объекта в эксплуатацию бюджет области пополнится сотнями миллионов рублей только от налога на имущество. При выходе предприятия на проектную мощность будет создано свыше 1300 новых рабочих мест. Итого Мы, тем не менее, далеки от восторженности. При всём вышеприведённом позитиве -- в стране тут и там наблюдаются и обратные тенденции. Просто по объёмам.


Следовательно, можно подвести следующий итог: перед нами -- образцы для индустриализации. Но это ещё не она.


Социальные закладки:

Минэнерго предупредило о дефиците бензина в регионах

В нескольких российских регионах в конце осени может возникнуть дефицит бензина. Об этом, как сообщает "РБК daily" заявил руководитель Минэнерго Александр Новак на правительственной комиссии по ТЭКу. Она прошла в понедельник, 24 сентября, однако известно о словах министра стало только 26-го.


По данным Минэнерго, общий дефицит бензина в октябре-ноябре оценивается в 400 тысяч тонн топлива, или 15 процентов месячного потребления в России. Среди отдельных регионов выделяется Москва, где дефицит может составить 69 тысяч тонн в октябре и 62 тысячи тонн в ноябре.


В качестве основных причин дефицита в министерстве называют рост спроса на топливо и остановку на плановый ремонт ряда нефтеперерабатывающих заводов. Так, в середине сентября закрылся Московский НПЗ - его ремонт продлится 45 дней. В Минэнерго считают, что на время дефицита нефтяным компаниям стоит ограничить экспорт бензина, включая поставки на собственные АЗС за рубежом, а также максимально загрузить свои нефтеперерабатывающие заводы.


Впрочем, в крупных компаниях изданию уже пообещали, что не допустят дефицита топлива. Тем не менее, потенциальная нехватка бензина может привести к росту цен. По данным Росстата, с начала года бензин в стране подорожал в среднем на 3,2 процента (больше всего АИ-95 - на 3,7 процента, меньше всего - АИ-92 - на 2,9 процента).


При этом рост в значительной степени был обеспечен в последние несколько недель - с конца августа бензин поднялся в цене на 1,2 процента. Средняя цена бензина в России к 16 сентября составляла 27,17 рубля за АИ-92 и 29,54 рубля за АИ-95.


Социальные закладки:

Россия сократила добычу газа в 2012 году

Добыча газа в России в 2012 году сократилась на 2,3 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 655 миллиардов кубометров. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на данные ЦДУ ТЭК. Экспорт упал на 3,6 процента до 186 миллиардов кубометров. Добыча российского газового монополиста "Газпрома" сократилась на 5,4 процента до 479 миллиардов кубометров. В декабре компания добыла 49 миллиардов кубометров.


Второй крупнейший производитель - "Новатэк" - добыл за год 51 миллиард кубометров, а нефтяные компании - 66 миллиардов кубометров. Внутреннее потребление российского газа сократилось на 2 процента до 460 миллиардов кубометров, составив в последнем месяцев 2012 года 55 миллиардов кубометров. Экспорт газа снизился как в ближнее, так и дальнее зарубежье.


В страны Западной и Центральной Европы из России поступило за год 113 миллиардов кубометров, а страны бывшего СССР - 58 миллиардов кубометров. В то же время экспорт СПГ в страны Азии увеличился на 1,7 процента до 14,7 миллиарда кубометров. В 2011 году добыча газа в стране выросла на 3,1 процента до 670,544 миллиарда кубометров. По прогнозам Минэкономразвития в 2012 году этот показатель должен был увеличиться еще на 4,2 процента и достичь 697 миллиардов кубометров.


Экспорт газа должен был вырасти на 11,8 процента до 211,8 миллиарда кубометров.


Социальные закладки:

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

январь 2013
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31