Самовары съели миллиарды из бюджета

Потери бюджета страны от полутора лет действия налогового режима "60-66" чиновники Минэкономразвития и Минфина оценили в 122 млрд рублей, сообщила газета "РБК daily". Режим, призванный стимулировать рост производства качественного топлива в стране, пока приводит к противоположным результатам. Активно строятся мощности по самой примитивной, первичной нефтепереработке.


Исправить положение может только повышение экспортных пошлин на нефтепродукты до уровня нефтяных, говорят эксперты Бюджет потерял около $1,6 млрд в результате предоставления нефтяным компаниям льгот, покрывающих убытки от налоговой реформы, говорил замминистра финансов Сергей Шаталов.


По данным Транснефти потери бюджета от "60-66" за первый год применения (по октябрь 2012 года) составили $1,92 млрд, а прямые потери компании в виде недополученной выручки при транспортировке нефти - $333 млн. Мощность заводов с низкой глубиной переработки нефти (до 45%), подключенных к системе "Транснефти", составляет 13,9 млн тонн в год. Чиновник министерства энергетики, которое изначально продвигало эту налоговую инициативу, высказывается более оптимистично, но не менее жестко.


В части бюджетной эффективности те цифры, которые мы получили по итогам первой половины 2012 года, показали, что эффект от введения "60-66" для бюджета, по сути, нулевой - более низкие пошлины на нефть компенсировались более высокими объёмами добычи и более высокими экспортными пошлинами на нефтепродукты, - говорил замминистра энергетики Павел Фёдоров в начале февраля. Система "60-66" начала действовать с 1 ок тября 2011 года.


Ее целью было стимулировать добычу нефти и увеличивать глубину ее переработки на российских НПЗ. Для этого была снижена экспортная пошлина на нефть с 65% до 60% и унифицированы пошлины на тёмные и светлые нефтепродукты на уровне 66% от пошлины на нефть. Позже в налоговый режим добавили заградительную пошлину на бензин в размере 90% от пошлины на нефть. К сожалению, при ценах на нефть выше $90 за баррель (сейчас она составляет $109) экспорт низкокачественных нефтепродуктов остаётся рентабельным.


В этих условиях высокорентабельными оказываются самые примитивные НПЗ "самовары", которые элементарной возгонкой получают из нефти (для производства им нужна только качественное сырьё с низким содержанием серы) прямогонный бензин и газойль. Они экспортируются как сырьё для нефтехимических предприятий. Оставшиеся 60% тяжёлой нефти под видом мазута продаются иностранным НПЗ для переработки. Большинство небольших НПЗ в Китае перерабатывают именно российский мазут.


То есть в Поднебесной умудряются производить качественный бензин из того, что в нашей стране именуют отходами. Понятное дело, что платят за такой мазут почти как за нефть, а вот экспортная пошлина на него выходит на треть ниже.


Значительная её часть уходит на заводы, которые вообще не участвуют в четырехсторонних соглашениях, а те, которые участвуют, получают её в случайных объёмах, никак не привязанных к инвестициям в модернизацию, - говорил он в интервью "РБК daily". С засильем в стране "самоваров" предлагает бороться и Транснефть.


Новострой" только ухудшает качество экспортной российской нефти и осложняет функционирование крупных нефтеперерабатывающих заводов, - говорит заместитель вице-президента "Транснефть" Игорь Кацал. Вероятность пересмотра сложившегося налогового режима велика, отмечает аналитик инвесткомпании "Велес Капитал" Василий Танурков.


Однако он констатирует, что приобретения или потери от действия этого режима можно будет оценивать не ранее, чем года через три, когда будут видны результаты первых инвестиций в переработку. То, что бюджет понесет потери, было понятно изначально.


В основном это связано с тем, что одновременно с введением режима была снижена и пошлина на нефть, - говорит эксперт.


Социальные закладки:

Комментарии к этой заметке больше не принимаются.


Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

март 2013
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31