Россия уступила Норвегии запасы нефти и газа

Нефтяной директорат Норвегии обнародовал результаты двухлетних исследований дна территории в Баренцевом море, переданной этой стране Россией три года назад. Выяснилось, что там находятся гигантские запасы нефти и газа. В основном это газ, но и количество нефти огромно. Оно достигает 1,9 миллиарда баррелей. Если судить по сегодняшним ценам на нефть, под толщей воды скрываются ценности почти на 30 млрд.


Сорокалетний конфликт наконец-то разрешился. Многие десятилетия Советский Союз, а затем и Россия требовали разрезать зону согласно так называемой средней линии, которая была привязана к меридиану, шедшему к Северному полюсу. Норвегия требовала отсчета по секторному принципу, отталкиваясь в данном случае от побережья Шпицбергена. Конфликт стороны разрешили, согласившись на 50% спорной территории каждая.


Осло в конце концов был бы вынужден согласиться на российские условия. Российские критики договора утверждали, что в отданной Норвегии зоне скрываются гигантские запасы природных ископаемых, в том числе нефти и газа. На прошлой неделе подозрения в том, что Москва поспешила, отдав спорную территорию, подтвердились.


Северная Норвегия станет новой нефтяной провинцией страны. Подъем ждет всю нашу экономику, - прокомментировал итоги изысканий министр нефти и энергетики Норвегии Ула Буртен Муэ. Разведка была проведена на территории в 44 тысячи кв. Часть подземных нефтяных резервуаров может пересекать границу, заходя на российскую территорию, так что осваивать эти месторождения двум странами придется вместе.


Новость о золотом куске, полученном Осло от Москвы, вызвала в Норвегии настоящую эйфорию. Дело в том, что запасы нефти в норвежской части Северного моря, добыча которой велась с 60-х годов прошлого века, подходят к концу. Оставались надежды на ларчик в Баренцевом море, содержимое которого не обмануло норвежцев. Они уже ведут интенсивную подготовку к предстоящей добыче.


На север с запада, с шельфа Северного моря, перебрасываются буровые платформы, создается береговая инфраструктура. В частности, Минобороны Норвегии только что продало за символическую сумму в пять млн. НАТО, расположенную в 20 км от города Тромсе на севере страны.


Многокилометровая сеть туннелей, вырубленных в горах и имеющих прямые выходы в море, будет отныне использоваться для обслуживания добычи нефти и газа в Баренцевом море. Сооружение базы обошлось Норвегии в 50-е годы почти в 400 млн.


Общая площадь подземных сооружений, включая док и вертолетную площадку, составляет 25 тысяч кв. Единственные, кто не обрадовался найденным полезным ископаемым, - это природоохранные организации и рыбаки. Они опасаются, что предстоящая добыча, которая будет вестись в сложных условиях, в том числе в течение тех восьми месяцев года, когда этот район покрыт льдом, приведет к загрязнениям или большой катастрофе. По данным рыбацких организаций, значительный разлив нефти может нанести вред биоресурсам.


По их мнению, нефть и газ рано или поздно закончатся, поэтому куда рациональнее использовать Баренцево море исключительно как всемирный рыбный садок. К примеру, запасы трески в данном регионе превышают все известные мировые ресурсы.


Социальные закладки:

ФАС: роста цен на бензин весной не ожидается

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России уверена, что подорожания бензина на внутреннем рынке страны предстоящей весной ожидать не стоит. Впрочем, ситуация по-прежнему будет зависеть от мировых цен на нефть. Никакого роста не будет, если мировые цены на нефть не будут расти", - рассказал журналистам глава ведомства Игорь Артемьев. По его словам, в настоящее время никаких предпосылок для роста цен на топливо на внутреннем рынке страны нет. А нефтяники проводят пиар-кампанию для искусственного повышения цен на бензин.


Есть какая-то пиар-программа у нефтяных компаний. Постоянно появляются публикации, на телевидении появляются какие-то люди, которые говорят, что все будет расти, что это неизбежно, что есть какой-то отложенный спрос. Говорят полный бред. Это делается, чтобы готовить возможное повышение цен", - цитирует Артемьева РБК.


Артемьев еще раз подчеркнул, что его ведомство постоянно следит за ситуацией на нефтяном и бензиновом рынке России. Единственное, что может повлиять на цены, это либо решения, связанные с повышением налогов, либо рост мировых цен. По последним данным от Росстата, за неделю с 11 по 17 февраля бензин в России в среднем подорожал на 0,1% по сравнению с предыдущей неделей.


По состоянию на 18 февраля стоимость одного литра бензина в среднем по России составила 29,35 рублей. Средняя цена одного литра бензина марки А-76 (АИ-80) выросла до 26,80 рублей, марки АИ-92-93 - до 28,46 рублей, марки АИ-95 и выше - до 31,12 рубля. Цена дизельного топлива увеличилась до 31,50 рубля.


Рост цен на автомобильное топливо был отмечен в 29 центрах субъектов Российской Федерации. В 45 центрах субъектов РФ цены на бензин остались на уровне предыдущей недели. В 9 центрах субъектов России зарегистрировано снижение цен на бензин.


Социальные закладки:

Увеличивается энергозависимость Италии от Путина

Газопровод Зеленый поток пересох, и Италия делается все более уязвимой. В воскресенье, 3 марта Ливия прервала поставки газа по Зеленому потоку. Мощность этого газопровода составлет 8 миллиардов кубометров в год, он проложен по дну Средиземного моря для транспортировки природного газа из Meлиты в Джелу на Сицилии.


Об этом сообщил вице-директор ливийской Национальной нефтяной корпорации. Причиной приостановки поставок газа стала вооруженная борьба между местными фракциями в районе терминала в Мелите. Не в первый раз Италия, которая импортирует из Ливии примерно 10% необходимого ей объема природного газа, сталкивается с проблемами в энергетической сфере североафриканских стран.


В 2011 году после начала восстания против Муаммара Каддафи ливийские власти приостановили экспорт газа и сырой нефти до середины года, после чего вновь сформированное правительство позволило международным компаниям вернуться и возобновило отправку горючего в зарубежные страны.


В январе 2013 года Италия испытала перерыв в снабжении газом со стороны Алжира из-за вооруженного нападения террористов на Ин-Аменас. Поставки из Алжира на 35,5% удовлятворяют нужды нашей страны. К настоящему моменту наиболее важный алжирский энергетический комплекс, который поставляет голубое золото в Транссредиземноморский газопровод, сейчас освобожден, но его активность восстановлена только на 35% от общей мощности.


По Транссредиземноморскому газопроводу перебрасывается 30 миллиардов кубометров газа в год из Алжира в Италию через Тунис. Временный перерыв в поставках газа из Ливии и Алжира заставляет нашу страну прибегать к дополнительным закупкам голубого золота из России, которая является вторым по значимости поставщиком природного газа на итальянский рынок. Она удовлетворяет 30% спроса Италии на газ.


Растущая роль Москвы в качестве надежного газового поставщика делает Италию сильно уязвимой и зависимой от страны, которая в Европе реализует свои политические цели с помощью энергетического рычага.


В 2012 году Россия ввела в строй газопровод Северный Поток, проложенный по дну Балтийского моря для переброски 55 миллиардов кубометров российского газа в Германию, что увеличило зависимость Европейского Союза от Москвы и одновременно изолировало страны Центральной и Восточной Европы. Кроме того, российский государственный газовый монополист Газпром предоставил Германии, Франции, Бельгии и Чехии скидки на тарифы за газ, чтобы добиться в лоне ЕС политической поддержки.


В то же время Газпром сохраняет высокие тарифы на экспортируемый газ для Польши, прибалтийских республик и других государств Центральной и Восточной Европы. В сентябре 2012 года Европейская комиссия начала официальное расследование деятельности контролируемого Кремлем Газпрома, обвиняемого в проведении антиконкурентной политики.


Затем Россия спроектировала газопровод Южный Поток для переброски 65 миллиардов кубометров российского газа в Австрию по дну Черного моря через территории Болгарии, Сербии, Венгрии, Словении и Италии.


Целью ввода в действие этого газопровода является не только увеличение зависимости Европы от поставок газа из России, но и блокирование энергетической политики Европейской комиссии, которая при поддержке стран Центральной и Восточной Европы направлена на снижение зависимости от Москвы посредством диверсификации источников снабжения. Брюссель разработал проект Южного газового коридора: системы газопроводов для транспортировки в Европу 30 миллиардов кубометров азербайджанского газа.


Кроме того, Европейская комиссия стимулировала строительство регазификаторов в различных зонах Старого Света для импорта сжиженного газа из Катара, Норвегии, Египта и Соединенных Штатов Америки. Проект диверсификации газовых поставок, подготовленный Европейским Союзом, дает возможность обезопасить источники снабжения для Италии.


Социальные закладки:

ОЭСР: нефть может вырасти до 270 за баррель к 2020 года

В докладе описываются возможные варианты изменения нефтяных цен до конца текущего десятилетия. Прогнозирование будущих нефтяных цен сопряжено с большими трудностями. Эмпирические оценки основных параметров, которые влияют на стоимость нефти, являются крайне неопределенными, что приводит к появлению очень широкого коридора возможных сценариев движения котировок. Тем не менее, участники данного исследования пришли к выводу, что основные риски для нефтяных котировок остаются повышательными.


При возвращении мировой экономики к докризисным темпам роста сопутствующие цены на нефть будут значительно выше уровней, показанных в 2012 году. По нашим оценкам, довольно велика вероятность того, что к 2020 году цены на нефть будут находиться в коридоре от 150 до 270 долларов за баррель".


Стоит отметить, что в исследовании рассматриваются преимущественно "бычьи" варианты движения котировок. В ОЭСР считают, что один из основных доводов в пользу дальнейшего роста цен до 2020г - это увеличение спроса со стороны развивающихся стран в АТР.


Одним из недавних подтверждений данного прогноза стали новости от Министерства энергетики США о том, что Китай опередил США в качестве крупнейшего мирового импортера нефти. Согласно расчетам экспертов ОЭСР, подобный рост стоимости нефти окажет заметное негативное влияние на экономическую динамику многих стран.


Основные тезисы доклада: - В период с 2000 по 2010гг был отмечен существенный рост мирового спроса на нефть, несмотря на улучшение энергоэффективности мировой экономики. Среди причин этой динамики: продолжение роста мирового населения Земли, а также увеличение показателя ВВП-на-душу населения в развивающихся странах. Спрос на нефть в краткосрочной перспективе является неэластичным.


В более чем половине регион и стран, изученных в докладе, потребление оставалось практически неизменным, несмотря на увеличение цен на нефть. Более заметны изменения в спросе в средне- и долгосрочной перспективе. В среднем, увеличение нефтяных цен на 1% приводило к снижению спроса на 0,2% в средне- и долгосрочной перспективе.


Сценарий умеренного роста нефтяных котировок возможен только при условии более заметного изменения в предложении и потреблении нефти. Для этого необходим более активный переход на использование альтернативных источников энергии, а также существенном увеличении мощностей по их генерации. Цены продолжат расти из-за проблем с мировым предложением нефти.


Аналитики в частности, приводят такой пример: в период с 2000 по 2010гг новые месторождения по своим объемам замещали только одну баррель нефти из двух добываемых. В докладе отмечается заметное снижение в объемах нефти в новых месторождениях традиционного типа. Средний показатели объема открываемых месторождений снижается уже несколько десятилетий подряд.


Параллельно с этим процессом наблюдается серьезное увеличение стоимости их разработки. По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), затраты на разработку новых месторождений с 2000 по 2010гг выросли в двое.


На этом фоне отмечается увеличение в объемах так называемых "нетрадиционных" месторождений. Среди примеров - сланцевая нефть в США, нефтяные пески в Канаде, а также глубоководные месторождения в Бразилии. На долю месторождений нефти нового типа сегодня приходится почти 5% от общемирового объема добычи нефти.


Социальные закладки:

Самовары съели миллиарды из бюджета

Потери бюджета страны от полутора лет действия налогового режима "60-66" чиновники Минэкономразвития и Минфина оценили в 122 млрд рублей, сообщила газета "РБК daily". Режим, призванный стимулировать рост производства качественного топлива в стране, пока приводит к противоположным результатам. Активно строятся мощности по самой примитивной, первичной нефтепереработке.


Исправить положение может только повышение экспортных пошлин на нефтепродукты до уровня нефтяных, говорят эксперты Бюджет потерял около $1,6 млрд в результате предоставления нефтяным компаниям льгот, покрывающих убытки от налоговой реформы, говорил замминистра финансов Сергей Шаталов.


По данным Транснефти потери бюджета от "60-66" за первый год применения (по октябрь 2012 года) составили $1,92 млрд, а прямые потери компании в виде недополученной выручки при транспортировке нефти - $333 млн. Мощность заводов с низкой глубиной переработки нефти (до 45%), подключенных к системе "Транснефти", составляет 13,9 млн тонн в год. Чиновник министерства энергетики, которое изначально продвигало эту налоговую инициативу, высказывается более оптимистично, но не менее жестко.


В части бюджетной эффективности те цифры, которые мы получили по итогам первой половины 2012 года, показали, что эффект от введения "60-66" для бюджета, по сути, нулевой - более низкие пошлины на нефть компенсировались более высокими объёмами добычи и более высокими экспортными пошлинами на нефтепродукты, - говорил замминистра энергетики Павел Фёдоров в начале февраля. Система "60-66" начала действовать с 1 ок тября 2011 года. Ее целью было стимулировать добычу нефти и увеличивать глубину ее переработки на российских НПЗ.


Для этого была снижена экспортная пошлина на нефть с 65% до 60% и унифицированы пошлины на тёмные и светлые нефтепродукты на уровне 66% от пошлины на нефть. Позже в налоговый режим добавили заградительную пошлину на бензин в размере 90% от пошлины на нефть.


К сожалению, при ценах на нефть выше $90 за баррель (сейчас она составляет $109) экспорт низкокачественных нефтепродуктов остаётся рентабельным.


В этих условиях высокорентабельными оказываются самые примитивные НПЗ "самовары", которые элементарной возгонкой получают из нефти (для производства им нужна только качественное сырьё с низким содержанием серы) прямогонный бензин и газойль. Они экспортируются как сырьё для нефтехимических предприятий. Оставшиеся 60% тяжёлой нефти под видом мазута продаются иностранным НПЗ для переработки.


Большинство небольших НПЗ в Китае перерабатывают именно российский мазут. То есть в Поднебесной умудряются производить качественный бензин из того, что в нашей стране именуют отходами. Понятное дело, что платят за такой мазут почти как за нефть, а вот экспортная пошлина на него выходит на треть ниже. Значительная её часть уходит на заводы, которые вообще не участвуют в четырехсторонних соглашениях, а те, которые участвуют, получают её в случайных объёмах, никак не привязанных к инвестициям в модернизацию, - говорил он в интервью "РБК daily".


С засильем в стране "самоваров" предлагает бороться и Транснефть. Новострой" только ухудшает качество экспортной российской нефти и осложняет функционирование крупных нефтеперерабатывающих заводов, - говорит заместитель вице-президента "Транснефть" Игорь Кацал. Вероятность пересмотра сложившегося налогового режима велика, отмечает аналитик инвесткомпании "Велес Капитал" Василий Танурков.


Однако он констатирует, что приобретения или потери от действия этого режима можно будет оценивать не ранее, чем года через три, когда будут видны результаты первых инвестиций в переработку. То, что бюджет понесет потери, было понятно изначально. В основном это связано с тем, что одновременно с введением режима была снижена и пошлина на нефть, - говорит эксперт.


Социальные закладки:

Кто куда, а Янукович до Москви ?

Премьер-министр Украины Николай Азаров 2 марта в передаче Шустер LIVE заявил о том, что для получения очередного кредита от ЕС необходимо повышение цен на газ для населения. А выполнение этой задачи в свою очередь возможно, если уговорить Россию снизить цену на газ. Действительно ли украинское руководство рассчитывает, что Россия за свой счет оплатит евроинтеграцию Украины?


Владимир Владимирович Корнилов - политолог, директор украинского филиала Института стран СНГ: -- Для кредита МВФ действительно нужна стабилизация украинского бюджета. Действительно, снижение российской цены на газ поможет балансировке бюджета и, соответственно, сделает более вероятными кредиты не только МВФ, но и повышение кредитного рейтинга Украины.


Но это лишь техническая часть вопроса. Михаил Борисович Погребинский - политолог, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии: -- Не думаю, что украинское руководство думает, что Россия будет за свой счет оплачивать евроинтеграцию Украины. Просто у России есть свои интересы. В частности, связанные с контролем над украинской трубой. Похоже, что в этом направлении близится принятие решения о создании консорциума.


Речь идет о консорциуме, который получит в аренду ГТС. Она не будет продана, как белорусская труба, а сдана в аренду. И в ответ на это Россия может снизить цену на газ. Напомню, что Одесская трасса, которая вызывает у Николая Яновича слезы, строилась уже при независимой власти и, тем не менее, развалилась полностью.


Точно так же логично заявление Николая Яновича о том, что для того, чтобы получить кредит надо повысить цены на газ. А для того, чтобы их не повышать, надо получить скидку на газ от России. Здесь логики никакой потому, что если с Россией договориться, то в таком случае Украине не выгоден ни кредит МВФ, ни ЕС. Потому, что в таком случае она сама заработает.


Начиная с того, что будет снижена цена на газ, и заканчивая тем, что в случае вступления в ТС Украина получает еще несколько источников прибыли, которые измеряются миллиардами долларов в год - по разным оценкам около 9 млрд. А это столько, сколько Украина должна в этом году выплатить по своим кредитам уже сейчас. И напомню, что у МВФ Украина хотела взять 15 млрд.


Я думаю, что при чистом доходе бюджета в 9 млрд. Россией еще и о дополнительном кредитовании. Это было бы не сложно, если бы переговоры велись действительно конструктивно. Что касается повышения цен на газ для населения, то это требование МВФ. И, действительно, кредит от МВФ можно будет получить только в том случае, если цены на газ будут повышены. Там есть еще ряд требований сокращения социальных расходов. Естественно, правительство на это не хочет идти потому, что в 2015 г.


Правительству при этом нужны деньги, чтобы не уменьшать социальные расходы перед выборами. А получается, что им предлагают вначале нанести удар по социалке - забрать у нас вначале по 100 долл., 25 долл. Кроме того, когда речь идет о кредите ЕС. То этот кредит возможен всего в 600 млн. МВФ. ЕС сказал, что готов выдать этот кредит в том случае, если МВФ выделит свой кредит.


И поэтому кредит ЕС тоже, естественно, привязан к повышению цены на газ. Но если Россия снижает цену на газ, то нет никакого смысла повышать ее для населения. Кроме того, Николай Янович ставит телегу впереди лошади. Т.е. Россия за свой счет обязана профинансировать украинские проблемы. При том, что Украина ни в одном вопросе не собирается идти России на встречу. За последние два года Украина с Россией обменялись очень большим количеством предложений, идей, проектов.


Поэтому, думаю, никто ничего нового уже предложить не сможет. Россия предложила Украине целый ряд вариантов, как можно снизить цену на газ. Украина долго складывала для себя цену, долго в чем-то сомневалась. Известно, что Украине, Януковичу Путин давно дал понять, что с очередными обсуждениями деталей уже нет смысла приезжать в Россию.


Основные параметры всех договоренностей были согласованы уже полтора года тому назад. И, соответственно, Москва ждет, когда же Украина в итоге сложит себе цену. Михаил Борисович Погребинский - политолог, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии: -- Могу сказать, что основными будут две ключевых темы.


Что касается взаимодействия с Таможенным союзом, тут для Украины никакие варианты частичного участия, если они не имеют целью окончательное, полноправное членства в ТС, не интересны для России. Для Украины интересно получить частичное членство, которое бы не исключало продвижения по пути ЗСТ с ЕС.


Но если Украина вступает в ТС, то она не сможет заключить соглашение по ЗСТ с ЕС. Поэтому здесь ситуация пока похожа на тупик. Я думаю, что выход здесь возможен, если Украина подписывает некую дорожную карту, конечной точкой которой в перспективе лет через десять является полноправное членство в ТС.


А до этого предусматривается последовательное вступление в ТС, на первых этапах не противоречащее ЗСТ с ЕС. Не знаю технически это возможно или нет. Но мне кажется, что некий эвфемизм - сидеть на двух стульях. Если по состоянию на четверг документы не были готовы, то это значит, что если там что-то и будет подписано, то фактически Янукович будет подписывать чистый лист бумаги. Потому, что за это время невозможно качественно проработать документы.


Я думаю, что никакие документы подписаны не будут. В крайнем случае будет какое-то совместное заявление, коммюнике или что-то еще в таком роде. Кроме того, есть позиция, озвученная президентом Украины о том, что с одной стороны Украина вроде бы договаривается о двухстороннем консорциуме с Россией. С другой стороны, что она хочет сдать свою ГТС Газпрому в аренду.


А с третьей стороны она договаривается одновременно о трехстороннем консорциуме с европейцами, причем не понятно с какими. Думаю, что такая позиция глубоко деструктивна. Она не может привести к какому-то результату. Разве что, во время переговоров перед президентом Украины положат на стол такие невероятные документы, что он закроет глаза и подпишет опять-таки соглашение о консорциуме, о чем угодно, но фактически даже не вчитываясь в конкретный текст документа.


Потому, что на сегодня по заявлению обеих сторон документы не готовы к подписанию. И еще один важный момент. Цены на газ определяют не президенты. Президенты могут договориться в принципе, после этого дать поручение, соответственно, Газпрому и Нафтогазу, и те в свою очередь должны выдать проработанные документы и их подписать. Это процесс, который должен занять какое-то время - пока поговорят президенты, пока они дадут поручение.


И даже если немедленно представители соответствующих структур, находящиеся в составе делегации выйдут и начнут работать над документами, я очень сильно сомневаюсь, что они их успеют сделать в течение 4 марта. Разве, что украинская сторона подпишет чистый белый лист и скажет - пишите на нем все, что угодно.


Поэтому я думаю, что этот визит если что-то и принесет, то может принести только какое-то принципиальное заявление Януковича - да, мы согласны на такие условия. По-моему, Янукович к такому заявлению пока не готов.


Социальные закладки:

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

март 2013
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31