Делягин: ФАС провоцирует бензиновый кризис в России

Через три года в России возникнет бензиновый кризис, который заставит Россию покупать бензин у соседей - в Казахстане и Белоруссии. Об этом пишет в своей статье директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин. Делягин ссылается на соответствующие выводы источника из Федеральной антимонопольной службы.


По его оценке, нефтеперерабатывающая отрасль в настоящее время застыла на пороге большой модернизации, хотя все готово для того, чтобы начать переоборудование заводов под выпуск качественного топлива, отвечающего всем современным требованиям. Регламент модернизации разработан еще в 2011 году, тогда же нефтяники представили подробные планы модернизации НПЗ в 2011-2020 годах.


Задержка вышла по вине самой антимонопольной службы, которая так и не утвердила готовый регламент, полагает Делягин.


С точки зрения ведомственных интересов ФАС ее поведение выглядит почти самоубийственно: она сначала тормозит модернизацию, не согласуя регламент, а затем вместо естественного административного урегулирования "выносит сор из избы", обвиняя во всем нефтяников, но в итоге подставляя себя саму", - констатирует Делягин. По данным ФАС, основная часть недопоставленного бензина придется на государственные компании.


Нагнетание бензиновой паники - часть кампании по обоснованию приватизации нефтяного сектора. Ведь понимание бессмысленности нынешнего этапа приватизации и, соответственно, коррупционные подозрения в адрес его инициаторов становятся все сильнее. А что может быть лучше для улучшения имиджа приватизации, чем превращение ее в спасение от страшной угрозы?" Института проблем глобализации.


При формальном нахождении вопросов приватизации и конкуренции в ведении первого вице-премьера Игоря Шувалова весьма вероятно, что нефтяная отрасль представляет собой жгучий интерес и для бурно развивающегося бизнеса, связанного, по сообщениям СМИ, с "восходящей звездой" либерального клана, вице-премьером Аркадием Дворковичем, - продолжает размышлять Михаил Делягин.


Тем более, что нефтяная отрасль (как и вопросы технического надзора) находится в его ведении, и экзотическая политика ФАС не могла проводиться, как минимум, без его ведома". По мнению эксперта, приватизация нефтеперерабатывающей отрасли будет проводиться под лозунгами необходимости удовлетворения интересов мелких участников нефтяного рынка, которые-де создадут конкуренцию.


Однако на деле положение в отрасли определяют крупные компании, на фоне которых их мелкие коллеги просто незаметны. Но риторика о малых компаниях представляется не только маскировкой задачи приватизации "сладких кусков" нефтяной отрасли, - предупреждает глава Института проблем глобализации.


Важно, что значительная часть мини-НПЗ, производящих низкокачественное топливо, автоматически обрекается на уничтожение планами модернизации отрасли (так как у их владельцев часто нет средств, желания или возможностей повышать качество своей продукции).


Блокирование же модернизации (в частности, при помощи игр с техрегламентом) позволяет продлить существование и тех малых компаний, которые производят низкокачественное топливо". Если расчеты ФАС окажутся верными, уже через два-три года Россия начнет закупать бензин за границей - у Белоруссии, Казахстана и стран Европы. Могут оказаться вскрытыми и запасы Госрезерва.


Социальные закладки:

Statoil обеспокоена падением спроса на газ в Европе

Однако Рун Бьернсон, главный вице-президент Statoil, заявил в интервью FT: "Продолжающаяся политическая неопределенность вокруг спроса на газ в Европе определенно повлияет на готовность производителей, включая нас, инвестировать в увеличение предложения".


Комментарии топ-менеджера отразили растущую в индустрии тревогу о политической неопределенности по этому вопросу в Европе. Ожидается, что газ сыграет важную роль при сокращении некоторыми странами ЕС производства угля, которое плохо влияет на экологию. Однако энергосбытовые предприятия не спешат инвестировать в заводы, использующие газ, пока правительства не объявят свою политику в газовом секторе.


Eo, крупнейшая энергетическая компания Германии по объему прибыли, рассматривает возможность консервации газовых электростанций. Ce trica заявила, что не будет строить газоперерабатывающие заводы в Великобритании по крайней мере четыре года. GDF Suez согласилась на списание стоимости заводов, работающих за счет газа, в северо-западной Европе. Statoil стремится к разработке новой продукции в Северном море и Азербайджане, но спрос на газ сокращается.


Социальные закладки:

Лидер Ирана Али Хаменеи осуждает Запад в пустословии

Это была первая реакция Ирана аятоллы Али Хаменеи на то, что иранские официальные лица называют положительными ядерными переговорами в Алматы (Казахстан), в ходе которого группы стран предлагают скромные смягчения санкций в обмен на приостановление Ираном производство урана высокого класса.


Западные страны ничего не предоставили, что могло бы походить на уступки, а просто признали права Ирана лишь в некоторой степени, - сказал Хаменеи в своём выступлении. Чтобы оценить их целостность, мы должны ждать следующих переговоров, - добавил он.


Хаменеи заявил, что Запад использует ядерную программу Ирана как предлог, чтобы наложить санкции и давление на иранцев. После окончания переговоров в прошлую среду, секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана по ядерной программе Саид Джалили заявил: США, Китай, Франция, Россия, Великобритания и Германия по большей части находятся на нашей стороне. Он полагал, что встреча могла бы стать переломным моментом.


Западные чиновники заявили, что предложение исходящее от шести держав включает ослабление запрета на торговлю золотом и другими драгоценными металлами, и релаксацию эмбарго на иранскую нефтехимическую продукцию. Более, они не раскрыли никаких подробностей.


В обмен на это, высокопоставленный американский чиновник заявил, что Иран будет должен приостановить обогащение урана 20-ти процентной чистоты на подземном заводе Фордо и ограничить возможность быстрого возобновления работы на нём.


Иран утверждает, что имеет право на обогащение урана, как для атомных электростанций, так и для производства медицинских изотопов, которые требуют топлива, обогащённого до 20-ти процентной чистоты. Но, США и их союзники обеспокоены тем, что 20-ти процентной чистоты уран, является основным шагом на пути к производству оружейного урана, и что Тегеран тайно разрабатывает оружие. Отметим, что все обвинения в свою сторону Иран на отрез отрицает.


Социальные закладки:

Бензин предлагают покупать за границей и продавать со скидкой

Прогнозы экспертов топливного рынка на 2013 год неутешительны. Стоимость бензина может вырасти на 17%. И совсем не исключено, что уже весной Россия будет вынуждена ввозить более дорогое автомобильное топливо из-за границы. Для некоторых категорий россиян даже подумывают ввести дотации.


Даже чиновники признают неизбежное повышение цен на бензин, пишет "Российская газета". По их мнению, рост цен на топливо в этом году в среднем составит 13-14%. Глава Минэнерго Александр Новак уже призвал аграриев в регионах запасаться горючим.


По словам чиновника, равномерность формирования запасов поможет не допустить "горба" в период весенних либо осенних работ и резкого колебания цен. Рост цен следствие повышения акцизов на бензин. Правда, нынешняя ситуация опасений не вызывает. Цены на бензин 92-го класса и дизтопливо даже ниже тех цен, которые были в октябре и ноябре прошлого года", - заявил глава Минэнерго. Первое повышение акцизов прошло в январе, второе запланировано на июль.


Эксперты уверены, что цены поднимутся выше, чем говорит министр. Семь процентов даст прирост акцизов, еще шесть процентов - прогнозируемая инфляция. Для крупных компаний это может стать поводом поднять цены, чтобы использовать это в качестве козыря в переговорах с правительством о льготах при проведении модернизации НПЗ", - уверены эксперты.


Поэтому в общем цена на бензин может вырасти уже на 17 процентов. Дефицита топлива быть не должно, но из-за запрета низкокачественного бензина без наращивания объемов производства топлива рынок может частично оголиться. Минэнерго говорит, что возможный вакуум может заполнить топливо из Белоруссии.


Но если по каким-либо причинам этого не произойдет, то недостаток бензина в условиях рынка будет восполняться его импортом из других стран. А это возможно только при выравнивании внутренних и внешних цен.


В нефтедобывающей Норвегии литр Аи-95 стоит 80 рублей, в Италии - 72 рубля, в Австрии - 57 рублей, в Бельгии - 68 рублей, в Люксембурге - 55 рублей, в Нидерландах - 74 рубля. Но даже нынешнее повышение цен на бензин для многих граждан слишком обременительно.


Некоторые в связи с этим предлагают установить для отдельных категорий граждан социальный минимум бензина на месяц с минимальными ценами. Дотации на бензин возможны, уверены эксперты. Крупные нефтедобывающие страны - Иран, Венесуэла, Эмираты, Саудовская Аравия - стараются держать стоимость бензина для своих граждан низкой. В Иране, например, дотируют семьи.


В Саудовской Аравии введено административное регулирование розничных цен. Можно также применять талоны, адресные компенсации. Важно также понимать, что цена на топливо стоит в начале всей инфляционной цепочки, поэтому повышение цен на бензин потянет за собой подорожание всех товаров. В цене готовой буханки хлеба, к примеру, стоимость бензина занимает чуть ли не половину себестоимости.


Социальные закладки:

Кто куда, а Янукович до Москви ?

Премьер-министр Украины Николай Азаров 2 марта в передаче Шустер LIVE заявил о том, что для получения очередного кредита от ЕС необходимо повышение цен на газ для населения. А выполнение этой задачи в свою очередь возможно, если уговорить Россию снизить цену на газ. Действительно ли украинское руководство рассчитывает, что Россия за свой счет оплатит евроинтеграцию Украины?


Владимир Владимирович Корнилов - политолог, директор украинского филиала Института стран СНГ: -- Для кредита МВФ действительно нужна стабилизация украинского бюджета.


Действительно, снижение российской цены на газ поможет балансировке бюджета и, соответственно, сделает более вероятными кредиты не только МВФ, но и повышение кредитного рейтинга Украины. Но это лишь техническая часть вопроса. Михаил Борисович Погребинский - политолог, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии: -- Не думаю, что украинское руководство думает, что Россия будет за свой счет оплачивать евроинтеграцию Украины.


Просто у России есть свои интересы. В частности, связанные с контролем над украинской трубой. Похоже, что в этом направлении близится принятие решения о создании консорциума. Речь идет о консорциуме, который получит в аренду ГТС. Она не будет продана, как белорусская труба, а сдана в аренду.


И в ответ на это Россия может снизить цену на газ. Напомню, что Одесская трасса, которая вызывает у Николая Яновича слезы, строилась уже при независимой власти и, тем не менее, развалилась полностью. Точно так же логично заявление Николая Яновича о том, что для того, чтобы получить кредит надо повысить цены на газ.


А для того, чтобы их не повышать, надо получить скидку на газ от России. Здесь логики никакой потому, что если с Россией договориться, то в таком случае Украине не выгоден ни кредит МВФ, ни ЕС. Потому, что в таком случае она сама заработает.


Начиная с того, что будет снижена цена на газ, и заканчивая тем, что в случае вступления в ТС Украина получает еще несколько источников прибыли, которые измеряются миллиардами долларов в год - по разным оценкам около 9 млрд. А это столько, сколько Украина должна в этом году выплатить по своим кредитам уже сейчас. И напомню, что у МВФ Украина хотела взять 15 млрд. Я думаю, что при чистом доходе бюджета в 9 млрд.


Россией еще и о дополнительном кредитовании. Это было бы не сложно, если бы переговоры велись действительно конструктивно. Что касается повышения цен на газ для населения, то это требование МВФ. И, действительно, кредит от МВФ можно будет получить только в том случае, если цены на газ будут повышены. Там есть еще ряд требований сокращения социальных расходов.


Естественно, правительство на это не хочет идти потому, что в 2015 г. Правительству при этом нужны деньги, чтобы не уменьшать социальные расходы перед выборами. А получается, что им предлагают вначале нанести удар по социалке - забрать у нас вначале по 100 долл., 25 долл. Кроме того, когда речь идет о кредите ЕС.


То этот кредит возможен всего в 600 млн. МВФ. ЕС сказал, что готов выдать этот кредит в том случае, если МВФ выделит свой кредит. И поэтому кредит ЕС тоже, естественно, привязан к повышению цены на газ. Но если Россия снижает цену на газ, то нет никакого смысла повышать ее для населения.


Кроме того, Николай Янович ставит телегу впереди лошади. Т.е. Россия за свой счет обязана профинансировать украинские проблемы. При том, что Украина ни в одном вопросе не собирается идти России на встречу. За последние два года Украина с Россией обменялись очень большим количеством предложений, идей, проектов.


Поэтому, думаю, никто ничего нового уже предложить не сможет. Россия предложила Украине целый ряд вариантов, как можно снизить цену на газ. Украина долго складывала для себя цену, долго в чем-то сомневалась. Известно, что Украине, Януковичу Путин давно дал понять, что с очередными обсуждениями деталей уже нет смысла приезжать в Россию.


Основные параметры всех договоренностей были согласованы уже полтора года тому назад. И, соответственно, Москва ждет, когда же Украина в итоге сложит себе цену.


Михаил Борисович Погребинский - политолог, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии: -- Могу сказать, что основными будут две ключевых темы. Что касается взаимодействия с Таможенным союзом, тут для Украины никакие варианты частичного участия, если они не имеют целью окончательное, полноправное членства в ТС, не интересны для России.


Для Украины интересно получить частичное членство, которое бы не исключало продвижения по пути ЗСТ с ЕС. Но если Украина вступает в ТС, то она не сможет заключить соглашение по ЗСТ с ЕС. Поэтому здесь ситуация пока похожа на тупик.


Я думаю, что выход здесь возможен, если Украина подписывает некую дорожную карту, конечной точкой которой в перспективе лет через десять является полноправное членство в ТС. А до этого предусматривается последовательное вступление в ТС, на первых этапах не противоречащее ЗСТ с ЕС. Не знаю технически это возможно или нет. Но мне кажется, что некий эвфемизм - сидеть на двух стульях.


Если по состоянию на четверг документы не были готовы, то это значит, что если там что-то и будет подписано, то фактически Янукович будет подписывать чистый лист бумаги. Потому, что за это время невозможно качественно проработать документы. Я думаю, что никакие документы подписаны не будут. В крайнем случае будет какое-то совместное заявление, коммюнике или что-то еще в таком роде.


Кроме того, есть позиция, озвученная президентом Украины о том, что с одной стороны Украина вроде бы договаривается о двухстороннем консорциуме с Россией. С другой стороны, что она хочет сдать свою ГТС Газпрому в аренду. А с третьей стороны она договаривается одновременно о трехстороннем консорциуме с европейцами, причем не понятно с какими.


Думаю, что такая позиция глубоко деструктивна. Она не может привести к какому-то результату. Разве что, во время переговоров перед президентом Украины положат на стол такие невероятные документы, что он закроет глаза и подпишет опять-таки соглашение о консорциуме, о чем угодно, но фактически даже не вчитываясь в конкретный текст документа.


Потому, что на сегодня по заявлению обеих сторон документы не готовы к подписанию. И еще один важный момент. Цены на газ определяют не президенты. Президенты могут договориться в принципе, после этого дать поручение, соответственно, Газпрому и Нафтогазу, и те в свою очередь должны выдать проработанные документы и их подписать.


Это процесс, который должен занять какое-то время - пока поговорят президенты, пока они дадут поручение. И даже если немедленно представители соответствующих структур, находящиеся в составе делегации выйдут и начнут работать над документами, я очень сильно сомневаюсь, что они их успеют сделать в течение 4 марта.


Разве, что украинская сторона подпишет чистый белый лист и скажет - пишите на нем все, что угодно. Поэтому я думаю, что этот визит если что-то и принесет, то может принести только какое-то принципиальное заявление Януковича - да, мы согласны на такие условия. По-моему, Янукович к такому заявлению пока не готов.


Социальные закладки:

BP: лучше быть акционером Роснефти, чем партнером

Сделку с "Роснефтью" он расценивает как очень удачную и считает, что она скажется позитивно на капитализации обеих компаний. Здравствуйте, господин Дадли! Спасибо, что нашли для нас время! Можно ли вашу встречу с руководством "Роснефти" в Хьюстоне расценивать как первый шаг к интеграции компаний "Роснефти" и ТНК-BP? Что именно вы обсуждали в Хьюстоне? Добрый день! Мы встречаем делегацию "Роснефти" здесь в Хьюстоне - нашем крупнейшем центре.


Здесь работает около 10 тысяч человек. Мы рассказали о наших технических возможностях, представили их. Собственно, это было основной целью встречи. Также мы обсудили интеграцию двух компаний. Сама сделка все еще в процессе, мы ожидаем одобрения регулятора. Думаю, "Роснефть" со своей стороны готова приступить к следующему шагу в плане развития партнерства с ТНК-BP. То есть эту встречу можно назвать первым шагом к интеграции? Думаю, да. Это неформальная встреча. Недавно Дмитрий Медведев выдвинул вашу кандидатуру в совет директоров "Роснефти".


Глава правительства хочет, чтобы вы представляли интересы России. Возможно, вы лично встречались с премьер-министром по этому поводу. В чем он видит вашу миссию или задачу? Я был бы рад занять эту должность. У BP будет 20% "Роснефти". Роснефть" предпочла Exxo Mobil. Означает ли это, что данная тема для BP закрыта, или вы будете пробовать снова? Да, мы предпринимали такие попытки в 2011 году в лице ТНК-BP.


Но это уже история. Теперь мы акционеры "Роснефти", и я рад видеть, как "Роснефть" заключает подобные договора с международными компаниями, например Exxo Mobil, Statoil. Конечно же, мы можем обсуждать совместные проекты, но нас больше радует роль акционеров "Роснефти", и мы поддерживаем ее международные начинания. Какие технологии BP могла бы принести с собой на шельф?


Как могла бы помочь "Роснефти" в работе на таком сложном участке для добычи? Да, это достаточно трудная территория для работы.О Арктике. Но у ВР есть огромный опыт работы в таких условиях, в частности на Аляске. У нас также есть большой опыт работы строительства нефтяных платформ, впрочем, как и у "Роснефти". Так что это будет отличная комбинация. Возвращаясь к интеграции, как продажа ТНК-BP повлияет на рыночную стоимость компании? Продав долю в ТНК-BP, BP теряет значительную часть бизнеса.


Как это может отразиться в перспективе на капитализации компании? Думаю, что позитивно. А если вы посмотрите на карту России, то увидите, что места, где ТНК-ВР вела добычу, очень часто находятся поблизости с местами работы "Роснефти". Теперь же эти компании объединятся, будут взаимодействовать. Поэтому для акций и BP и "Роснефти" это позитивно.


И если уж бы заговорили об эффективности, мы не можем забывать и о том, что теперь BP имеет возможность напрямую заключать сделки на российском рынке, в обход ТНК-BP. У вас уже есть намеки на такие сделки? Мы обсуждали эту тему с Игорем Сечиным. Есть идеи на этот счет, причем идеи с обеих сторон. Как вы собираетесь компенсировать потерю такого весомого актива, как ТНК-BP? У нас было 50% ТНК-ВР, сейчас 20% в "Роснефти". Думаю, это примерно сопоставимый вклад.


Нельзя не упомянуть и дивидендную политику "Роснефти". Компания намерена направлять на дивиденды 25% от чистой прибыли, это очень четкая линия компании, которую, кстати говоря, поддерживает и Владимир Путин. Ну и конечно, новые проекты "Роснефти". Господин Дадли, конечно, находясь в Хьюстоне, мы тем не менее не можем обойти стороной текущую новостную повестку.


Я имею ввиду уход из жизни Уго Чавеса. Будет ли BP рассматривать возможность возвращения на рынок Венесуэлы, рынок номер один по объемам разведанной нефти? Да, вы правы, здесь все говорят об этом. Венесуэла, действительно, очень важный игрок на энергетическом рынке. И BP очень давно работает с ней. Даже сейчас мы сохраняем определенные связи через "Роснефть". То есть вы оптимистично настроены насчет открывающихся перспектив? Я просто консервативен в своих оценках.


Разумеется, изменения должны произойти. Но это будут эволюционные изменения, никаких шоков. Российские компании преуспели на рынке Венесуэлы в последние годы. Что они делали лучше других, почему им удалось то, что не удавалось другим? Ну, во-первых, у них были некоторые преимущества. Во-вторых, они шли на определенный риск и были вознаграждены за это.


Могли бы вы последовать опыту России и совету России в работе с Венесуэлой? Время покажет. Несомненно.. Спасибо, господин Дадли, за это интервью!


Социальные закладки:

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

март 2013
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31