Кто куда, а Янукович до Москви ?

Премьер-министр Украины Николай Азаров 2 марта в передаче Шустер LIVE заявил о том, что для получения очередного кредита от ЕС необходимо повышение цен на газ для населения. А выполнение этой задачи в свою очередь возможно, если уговорить Россию снизить цену на газ.


Действительно ли украинское руководство рассчитывает, что Россия за свой счет оплатит евроинтеграцию Украины? Владимир Владимирович Корнилов - политолог, директор украинского филиала Института стран СНГ: -- Для кредита МВФ действительно нужна стабилизация украинского бюджета.


Действительно, снижение российской цены на газ поможет балансировке бюджета и, соответственно, сделает более вероятными кредиты не только МВФ, но и повышение кредитного рейтинга Украины. Но это лишь техническая часть вопроса.


Михаил Борисович Погребинский - политолог, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии: -- Не думаю, что украинское руководство думает, что Россия будет за свой счет оплачивать евроинтеграцию Украины. Просто у России есть свои интересы. В частности, связанные с контролем над украинской трубой. Похоже, что в этом направлении близится принятие решения о создании консорциума.


Речь идет о консорциуме, который получит в аренду ГТС. Она не будет продана, как белорусская труба, а сдана в аренду. И в ответ на это Россия может снизить цену на газ. Напомню, что Одесская трасса, которая вызывает у Николая Яновича слезы, строилась уже при независимой власти и, тем не менее, развалилась полностью. Точно так же логично заявление Николая Яновича о том, что для того, чтобы получить кредит надо повысить цены на газ. А для того, чтобы их не повышать, надо получить скидку на газ от России.


Здесь логики никакой потому, что если с Россией договориться, то в таком случае Украине не выгоден ни кредит МВФ, ни ЕС. Потому, что в таком случае она сама заработает.


Начиная с того, что будет снижена цена на газ, и заканчивая тем, что в случае вступления в ТС Украина получает еще несколько источников прибыли, которые измеряются миллиардами долларов в год - по разным оценкам около 9 млрд. А это столько, сколько Украина должна в этом году выплатить по своим кредитам уже сейчас. И напомню, что у МВФ Украина хотела взять 15 млрд. Я думаю, что при чистом доходе бюджета в 9 млрд.


Россией еще и о дополнительном кредитовании. Это было бы не сложно, если бы переговоры велись действительно конструктивно. Что касается повышения цен на газ для населения, то это требование МВФ. И, действительно, кредит от МВФ можно будет получить только в том случае, если цены на газ будут повышены. Там есть еще ряд требований сокращения социальных расходов.


Естественно, правительство на это не хочет идти потому, что в 2015 г. Правительству при этом нужны деньги, чтобы не уменьшать социальные расходы перед выборами. А получается, что им предлагают вначале нанести удар по социалке - забрать у нас вначале по 100 долл., 25 долл. Кроме того, когда речь идет о кредите ЕС. То этот кредит возможен всего в 600 млн. МВФ.


ЕС сказал, что готов выдать этот кредит в том случае, если МВФ выделит свой кредит. И поэтому кредит ЕС тоже, естественно, привязан к повышению цены на газ. Но если Россия снижает цену на газ, то нет никакого смысла повышать ее для населения. Кроме того, Николай Янович ставит телегу впереди лошади. Т.е.


Россия за свой счет обязана профинансировать украинские проблемы. При том, что Украина ни в одном вопросе не собирается идти России на встречу. За последние два года Украина с Россией обменялись очень большим количеством предложений, идей, проектов. Поэтому, думаю, никто ничего нового уже предложить не сможет. Россия предложила Украине целый ряд вариантов, как можно снизить цену на газ.


Украина долго складывала для себя цену, долго в чем-то сомневалась. Известно, что Украине, Януковичу Путин давно дал понять, что с очередными обсуждениями деталей уже нет смысла приезжать в Россию. Основные параметры всех договоренностей были согласованы уже полтора года тому назад. И, соответственно, Москва ждет, когда же Украина в итоге сложит себе цену.


Михаил Борисович Погребинский - политолог, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии: -- Могу сказать, что основными будут две ключевых темы. Что касается взаимодействия с Таможенным союзом, тут для Украины никакие варианты частичного участия, если они не имеют целью окончательное, полноправное членства в ТС, не интересны для России. Для Украины интересно получить частичное членство, которое бы не исключало продвижения по пути ЗСТ с ЕС.


Но если Украина вступает в ТС, то она не сможет заключить соглашение по ЗСТ с ЕС. Поэтому здесь ситуация пока похожа на тупик. Я думаю, что выход здесь возможен, если Украина подписывает некую дорожную карту, конечной точкой которой в перспективе лет через десять является полноправное членство в ТС. А до этого предусматривается последовательное вступление в ТС, на первых этапах не противоречащее ЗСТ с ЕС.


Не знаю технически это возможно или нет. Но мне кажется, что некий эвфемизм - сидеть на двух стульях. Если по состоянию на четверг документы не были готовы, то это значит, что если там что-то и будет подписано, то фактически Янукович будет подписывать чистый лист бумаги.


Потому, что за это время невозможно качественно проработать документы. Я думаю, что никакие документы подписаны не будут. В крайнем случае будет какое-то совместное заявление, коммюнике или что-то еще в таком роде.


Кроме того, есть позиция, озвученная президентом Украины о том, что с одной стороны Украина вроде бы договаривается о двухстороннем консорциуме с Россией. С другой стороны, что она хочет сдать свою ГТС Газпрому в аренду. А с третьей стороны она договаривается одновременно о трехстороннем консорциуме с европейцами, причем не понятно с какими.


Думаю, что такая позиция глубоко деструктивна. Она не может привести к какому-то результату. Разве что, во время переговоров перед президентом Украины положат на стол такие невероятные документы, что он закроет глаза и подпишет опять-таки соглашение о консорциуме, о чем угодно, но фактически даже не вчитываясь в конкретный текст документа. Потому, что на сегодня по заявлению обеих сторон документы не готовы к подписанию.


И еще один важный момент. Цены на газ определяют не президенты. Президенты могут договориться в принципе, после этого дать поручение, соответственно, Газпрому и Нафтогазу, и те в свою очередь должны выдать проработанные документы и их подписать. Это процесс, который должен занять какое-то время - пока поговорят президенты, пока они дадут поручение. И даже если немедленно представители соответствующих структур, находящиеся в составе делегации выйдут и начнут работать над документами, я очень сильно сомневаюсь, что они их успеют сделать в течение 4 марта.


Разве, что украинская сторона подпишет чистый белый лист и скажет - пишите на нем все, что угодно. Поэтому я думаю, что этот визит если что-то и принесет, то может принести только какое-то принципиальное заявление Януковича - да, мы согласны на такие условия. По-моему, Янукович к такому заявлению пока не готов.


Социальные закладки:

Смерть Чавеса пока не повлияла на нефтяные цены

С экономической точки зрения уход из жизни главы государства может оказать серьезное влияние на мировой рынок нефти. Венесуэла занимает первое место по доказанным запасам нефти. Почти все крупнейшие нефтяные компании мира ведут разработку на территории южноамериканской страны. Многомиллиардные контракты заключены и с Россией.


Основным претендентом на победу является также он, и, по мнению экспертов, Мадуро будет продолжать курс, намеченный Чавесом. Однако есть и другой претендент - Диосдадо Кабельо, который возглавляет венесуэльский парламент. И политологи утверждают, что в отношениях у этой пары не все ладно. Так или иначе, неопределенность будет сохранятся еще какое-то время.


Нефтяной рынок будет, вероятно, пристально следить за развитием событий в Венесуэле. Пока же котировки нефти не демонстрируют явной динамики, WTI и Bre t прибавляют 0,3%. Кстати, любопытный момент, Уго Чавеc умер в один день со Сталиным, с разницей в 60 лет. СПРАВКА Экономика Венесуэлы основана на добыче нефти, которая обеспечивает около 80% экспортных доходов и почти треть ВВП.


Страна входит в состав ОПЕК, и, кстати, именно Венесуэла была инициатором создания картеля. Уго Чавес пришел к власти в 1999 г. Так, присутствие его в нефтеразведке и нефтедобыче было установлено на уровне не ниже 51%. Значительно была увеличена и плата за недра. При этом розничные цены на бензин в Венесуэле самые низкие в мире: около 2 центов за литр.


Основной игрок на внутреннем рынке энергоресурсов - государственная компания PDVSA. Среди тех, с кем она заключила соглашения о разведке и разработке месторождений на условиях разделения прибылей, почти все мировые гиганты отрасли. Венесуэла обладает крупнейшими подтвержденными запасами нефти в мире.


По показателям экспорта уступает лишь Саудовской Аравии, России, Норвегии и Ирану. Крупнейшими потребителями венесуэльских углеводородов являются США, Индия и Китай. Причем Штаты покупают более половины добываемой в Венесуэле нефти.


Социальные закладки:

Бензин предлагают покупать за границей и продавать со скидкой

Прогнозы экспертов топливного рынка на 2013 год неутешительны. Стоимость бензина может вырасти на 17%. И совсем не исключено, что уже весной Россия будет вынуждена ввозить более дорогое автомобильное топливо из-за границы. Для некоторых категорий россиян даже подумывают ввести дотации. Даже чиновники признают неизбежное повышение цен на бензин, пишет "Российская газета". По их мнению, рост цен на топливо в этом году в среднем составит 13-14%. Глава Минэнерго Александр Новак уже призвал аграриев в регионах запасаться горючим.


По словам чиновника, равномерность формирования запасов поможет не допустить "горба" в период весенних либо осенних работ и резкого колебания цен. Рост цен следствие повышения акцизов на бензин. Правда, нынешняя ситуация опасений не вызывает. Цены на бензин 92-го класса и дизтопливо даже ниже тех цен, которые были в октябре и ноябре прошлого года", - заявил глава Минэнерго. Первое повышение акцизов прошло в январе, второе запланировано на июль.


Эксперты уверены, что цены поднимутся выше, чем говорит министр. Семь процентов даст прирост акцизов, еще шесть процентов - прогнозируемая инфляция. Для крупных компаний это может стать поводом поднять цены, чтобы использовать это в качестве козыря в переговорах с правительством о льготах при проведении модернизации НПЗ", - уверены эксперты.


Поэтому в общем цена на бензин может вырасти уже на 17 процентов. Дефицита топлива быть не должно, но из-за запрета низкокачественного бензина без наращивания объемов производства топлива рынок может частично оголиться. Минэнерго говорит, что возможный вакуум может заполнить топливо из Белоруссии. Но если по каким-либо причинам этого не произойдет, то недостаток бензина в условиях рынка будет восполняться его импортом из других стран. А это возможно только при выравнивании внутренних и внешних цен.


В нефтедобывающей Норвегии литр Аи-95 стоит 80 рублей, в Италии - 72 рубля, в Австрии - 57 рублей, в Бельгии - 68 рублей, в Люксембурге - 55 рублей, в Нидерландах - 74 рубля. Но даже нынешнее повышение цен на бензин для многих граждан слишком обременительно. Некоторые в связи с этим предлагают установить для отдельных категорий граждан социальный минимум бензина на месяц с минимальными ценами.


Дотации на бензин возможны, уверены эксперты. Крупные нефтедобывающие страны - Иран, Венесуэла, Эмираты, Саудовская Аравия - стараются держать стоимость бензина для своих граждан низкой. В Иране, например, дотируют семьи. В Саудовской Аравии введено административное регулирование розничных цен. Можно также применять талоны, адресные компенсации. Важно также понимать, что цена на топливо стоит в начале всей инфляционной цепочки, поэтому повышение цен на бензин потянет за собой подорожание всех товаров.


В цене готовой буханки хлеба, к примеру, стоимость бензина занимает чуть ли не половину себестоимости.


Социальные закладки:

У Израиля почти триллион кубометров природного газа

Израильское деловое издание Globes сообщает, что объем разведанных запасов природного газа в Израиле приближается к пороговому значению, рекомендованному комиссией Цемаха - 1 триллион кубометров. Комиссия постановила, что подобный уровень запасов позволит Израилю экспортировать газ. Израильские запасы природного газа в последнее время были переоценены в сторону увеличения.


Оптимизм разработчиков связан с тем, что подтверждено наличие крупных запасов газа на месторождении Кариш-1, и запасы на месторождении левиафан оказались на 7-8% больше, чем предполагалось ранее. Новое правительство, в тот момент, когда оно будет сформировано, должно решить, принять ли рекомендации комиссии Цемаха. Комиссия рекомендовала разрешить экспорт до 50% запасов газа, с возможностью увеличить экспорт до 75%. Австралийская компания Woodside Petroleum Ltd.


1.25 миллиарда долларов 30% месторождения Левиафан. Генеральный директор компании Питер Колеман выразил уверенность в том, что сделка будет заключена - независимо от того, будут ли приняты рекомендации Цемаха.


Социальные закладки:

Через семь лет нефти в России станет меньше

Через семь лет добыча нефти в России может откатиться к уровню 2004 года, прогнозируют эксперты "РГ". И это может создать проблемы для экономики страны, предупреждают они.


Если в 2012 году уровень добычи нефти составил 518 миллионов тонн, то через пять-семь лет этот показатель может сократиться до 420-450 миллионов тонн, не исключает президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. И это намного ниже, чем официальный прогноз. По оценке минэкономразвития, к 2020 году добыча нефти должна составить 513,6 миллиона тонн. По мнению Шмаля, чтобы не допустить снижения добычи, нам уже сейчас надо задумываться о развитии технологий добычи и поиске новых месторождений.


А вот цены на нефть, полагает Шмаль, вырастут к 2020 году до 200 долларов за баррель. Так он прокомментировал "РГ" прогноз Организации экономического сотрудничества и развития, эксперты которой предсказали подъем нефтяных котировок к отметке в 270 долларов за "бочку".


Но это завышенная и малообоснованная цена, полагает собеседник "РГ". Формирование стоимости любого топлива зависит от множества факторов, - продолжает он. Ведь недавно никто и не думал про сланцевый газ, а теперь его добыча в США снизила мировые цены "голубого топлива". Кто знает, не произойдет ли что-то подобное с нефтью?"


Тем не менее, цены, полагает эксперт, скорее всего, будут расти. Сейчас сложилась ситуация, когда нефти на мировом рынке много, но и стоит она недешево, - говорит Шмаль. Достаточно много нефти добывается на шельфах, что увеличивает затраты. Поэтому, что будет дальше, зависит от развития мировой экономики, какие страны окажутся лидерами по добыче". Минэкономразвития прогнозирует, что доля России в производстве нефти к 2020 год сократится с 11,6 процента в 2012 году до 10,9 процента.


А после 2020 года министерство ожидает замедления добычи в основных нефтедобывающих регионах мира. Такая тенденция сохранится вплоть до 2030 года, полагает министерство.


Социальные закладки:

ФАС: роста цен на бензин весной не ожидается

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России уверена, что подорожания бензина на внутреннем рынке страны предстоящей весной ожидать не стоит. Впрочем, ситуация по-прежнему будет зависеть от мировых цен на нефть.


Никакого роста не будет, если мировые цены на нефть не будут расти", - рассказал журналистам глава ведомства Игорь Артемьев. По его словам, в настоящее время никаких предпосылок для роста цен на топливо на внутреннем рынке страны нет. А нефтяники проводят пиар-кампанию для искусственного повышения цен на бензин. Есть какая-то пиар-программа у нефтяных компаний.


Постоянно появляются публикации, на телевидении появляются какие-то люди, которые говорят, что все будет расти, что это неизбежно, что есть какой-то отложенный спрос. Говорят полный бред. Это делается, чтобы готовить возможное повышение цен", - цитирует Артемьева РБК. Артемьев еще раз подчеркнул, что его ведомство постоянно следит за ситуацией на нефтяном и бензиновом рынке России.


Единственное, что может повлиять на цены, это либо решения, связанные с повышением налогов, либо рост мировых цен. По последним данным от Росстата, за неделю с 11 по 17 февраля бензин в России в среднем подорожал на 0,1% по сравнению с предыдущей неделей. По состоянию на 18 февраля стоимость одного литра бензина в среднем по России составила 29,35 рублей.


Средняя цена одного литра бензина марки А-76 (АИ-80) выросла до 26,80 рублей, марки АИ-92-93 - до 28,46 рублей, марки АИ-95 и выше - до 31,12 рубля. Цена дизельного топлива увеличилась до 31,50 рубля. Рост цен на автомобильное топливо был отмечен в 29 центрах субъектов Российской Федерации. В 45 центрах субъектов РФ цены на бензин остались на уровне предыдущей недели.


В 9 центрах субъектов России зарегистрировано снижение цен на бензин.


Социальные закладки:

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

март 2013
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31