За три года дефицит бензина в России вырастет в 70 раз

К 2015 году дефицит бензина на внутреннем рынке России может вырасти в 70 раз по сравнению с прогнозом нынешнего года и достичь 3,7 млн т, следует из расчетов Федеральной антимонопольной службы (ФАС). В 2013 году нехватка топлива российских производителей составит лишь 53,7 тыс. 32,5-33 млн т укладывается в статистическую погрешность.


В следующем году показатель дефицита вырастет незначительно - до 184,5 тыс. Известиями обновленными расчетами высокопоставленный источник в ФАС. Пока российские НПЗ производят этого топлива больше, чем потребляется в стране. Снижение производства топлива связано в первую очередь с корректировками, которые в прошлом году внесли 12 российских нефтяных компаний в свои четырехсторонние соглашения с ФАС, Росстехнадзором и Росстандартом. Прогнозы антимонопольщиков основанным на данных этих соглашений.


Два года назад государство обязало НПЗ модернизировать производство и повышать класс произведенного топлива. По словам источника в ФАС, сейчас компании пересмотрели свои возможности по модернизации и внесли корректировки, снизив прогнозы производства более экологичных бензинов Евро-5 в 2015 году с 38,6 млн т до 17,3 млн т. При этом планы по производству Евро-4 через два года, напротив, увеличены - с 4,5 млн т до 17,5 млн т. В результате недопроизводство легального на тот момент топлива в России составит 8,2 млн т.


Одновременно нефтяники пересмотрели планы производства Евро-3 в 2015 году, увеличив их с 850 тыс. 2,1 млн т. Законодательство не запрещает вырабатывать низкокачественное топливо на экспорт. Так, в нынешнем году, по данным ФАС, НПЗ произведут почти 1 млн т бензина Евро-2, запрещенного к тому моменту внутри страны. Согласно откорректированному плану, недопроизводство бензина Роснефтью в 2015 году составит 6,3 млн т, что является самым большим показателем среди игроков рынка.


Это составляет шестую часть годового потребления. В условиях корректировки прогнозов ФАС также отмечает вероятность невыполнения госкомпанией обязательств по запуску установки каталитического риформинга на Новокуйбышевском НПЗ в этом году. Пока строительно-монтажные работы выполнены здесь только на 56%. Впрочем, в Роснефти не разделяют опасений ФАС.


В компании строго выполняют обязательства, взятые в рамках согласованного в 2012 году четырехстороннего соглашения, в том числе намерены это сделать и в части производства бензинов в 2015 году, - говорит представитель компании. Модернизация проходит в соответствие с планом.


При этом в госкомпании предпочли не комментировать перспективные расчеты антимонопольщиков. Также поступили в Газпром нефти, недопроизводство бензина в которой в 2015 году ФАС оценивает в 810 тыс.


Ряд компаний, возможно, не успевает за техрегламентом, но вряд ли речь идет о столь масштабном недоборе, как миллионы тонн, говорит представитель Лукойла. По прогнозам компании, возможный дефицит из-за перехода на более экологичные марки бензина может составить 600-700 тыс. Перспективы 2015 года в Лукойле пока не просчитывали. Сама компания уже не выпускает Евро-3 и Евро-4.


Пока компании не успели провести модернизацию, у нас есть соседи, у которых спокойно можно закупать, в частности в Белоруссии, где очень хорошие новые модернизированные заводы и она очень много моторного топлива отправляет на экспорт, - говорит представитель Лукойла. С такой позицией согласны и в ФАС. Кроме того, для недопущения острого дефицита ФАС предлагает предлагает разрешить Министерству энергетики в оперативном режиме подпитывать рынок за счет топлива из госрезерва.


Cрывов планов правительства по модернизации НПЗ исключать не стоит, говорит аналитик ИФД Капитал Виталий Крюков. Но пока это лишь прогнозы, более ясная картина появится ближе к 2015 году.


Государство вряд ли пойдет на перенос сроков запрета Евро-3 - это поставит в невыгодное положение компании, которые больше конкурентов вкладывали средства в модернизацию, полагает он. Дефицит, прогнозируемый ФАС по Евро-4 и Евро-5, без особых проблем сможет закрыть Белоруссия, говорит Виталий Крюков.


Но для этого соседнему государству нужно будет переориентировать экспортные потоки бензина, поставляя его в Россию вместо продажи в Европу, отмечает начальник отдела инвестанализа ИГ Универ Капитал Дмитрий Александров. Финансово это может быть даже более выгодно для соседней Республике из-за меньшего транспортного плеча.


Но Белоруссия, очевидно, попытается получить дополнительные преференции - например, права экспорта в Европу 3 млн т нефти в обмен на поставку в Россию 3 млн т бензина, полагает Дмитрий Александров. На рынке дизельного6ого топлива пока наблюдается более радужная картина. Избыток производства по сравнению с потреблением в этом году прогнозируется ФАС на уровне 15 млн т.


В 2014 году профицит достигнет по разным оценкам 20,8-37,2 млн т. Но в 2015 году переизбыток дизеля может снизиться до 3,1-4,7 млн т. Впрочем, после завершения модернизации НПЗ избыточное производство дизельного топлива, активно экспортирующегося из России, восстановится. Но это произойдет уже за горизонтом расчетов ФАС после 2015 года, полагает Дмитрий Александров.


Социальные закладки:

Транзит азербайджанского газа в Украину через Россию?

Редактор онлайн-журнала Caspia Barrel (caspia barrel.org) Ильхам Шабан прокомментировал в интервью Новости-Азербайджан значение визита украинского министра в Азербайджан. Ранее министр Ставицкий совершал визит в Туркменистан, где обсуждал приобретение туркменского газа для Украины. Осталось решить вопрос доставки купленного газа, но по территории России доставка проблематична для украинцев, вряд ли это пока у них получится.


Украина может надеяться на строительство Транскаспийского газопровода, проект которого пока существует только на бумаге, - заявил Шабан. По его словам, если такой газопровод появится, что будет не раньше 2019 года, то газ из Туркмении может попадать в Украину через Восточную Европу.


Сложности этого варианта в Киеве прекрасно понимают. Из европейской газовой инфраструктуры Украина может получать около 10 млрд. Азербайджан является одной из сторон переговоров по проекту Транскаспийского газопровода, о чем, вероятно, и велись переговоры Ставицкого в Баку, - считает эксперт. До строительства этого газопровода туркменский газ, минуя РФ, в Украину не попадет, считает Шабан.


Азербайджан может предложить Украине около 2-3 млрд. При этом следует учитывать, что месторождение Шахдениз не может работать в полном объеме из-за погодных условий, в рамках проектной мощности Шахдениз-1. Вместо запланированных 9 млрд. Шахдениз выдает 7,5 млрд.


Но вновь возникает вопрос о пути доставки азербайджанского газа в Украину. Через Европу у нас пути нет, имеется газовая инфраструктура через Россию. В РФ Баку продает 2 млрд. 5 млрд.


Шабан считает, что если Россия даст добро на транзит азербайджанского газа в Украину, для Баку это будет выгодно, так как по открывшемуся пути Азербайджан сможет продавать в Украину свой избыточный газ. В Баку может обсуждаться также поставка азербайджанской нефти в рамках проекта Сарматия Одесса-Броды-Плоцк.


Украина и Польша активизировались в обсуждении этого проекта, планирующего доставку азербайджанской нефти к 2016 году. Этот же путь может быть использован для транспорта в Европу казахстанской, каспийской нефти, в Центральную Европу.


Социальные закладки:

У берегов Одесской области обнаружили крупное нефтяное пятно

У берегов Одесской области обнаружено нефтяное пятно площадью более 840 тысяч квадратных метров. Об этом сообщает Интерфакс со ссылкой на областную прокуратуру.


По данным прокуратуры, данное загрязнение возникло в результате попадания в воду нефтепродуктов с теплохода Николай Бауман, который недавно затонул в районе Старостамбульского гирла Дуная. В настоящее время устанавливается объем ущерба, причиненного окружающей среде. Начато уголовное производство. Теплоход Николай Бауман, ходивший под флагом Молдавии, следовал из Турции в Херсон с грузом гипса (примерно тремя тысячами тонн).


ЧП произошло утром 6 марта. В носовой части судна образовалась течь, устранить последствия аварии команде не удалось. В итоге теплоход затонул, а команда, состоявшая из 10 украинцев и россиянина, эвакуировалась в шлюпке. Спасшихся моряков подобрало судно морской поисково-спасательной службы Украины. При этом после аварии агентство Вiкна-Одеса, ссылаясь на Государственную службу по ЧС, сообщало, что утечки нефтепродуктов с сухогруза не обнаружено. По его данным, на затонувшем судне оставалось 3,5 тонны дизельного топлива и 500 килограммов масла.


Экологи в то же время выражали обеспокоенность в связи с попаданием в воду большого количества гипса. Гипс - это достаточно инертный материал, который способствует повышению мутности воды, - отмечал представитель Украинского центра экологии моря Юрий Деньга. Если он осядет глубоко на дно, погибнут донные организмы, которым просто некуда деваться.


Социальные закладки:

Белорусский бензин бьет по нефтяным монополиям РФ

Согласно сообщениям информационных агентств, вся предпраздничная неделя на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СпбМТСБ) продемонстрировала практически невиданный для текущей российской действительности экономический феномен: автомобильный бензин дешевел! Протирать глаза не нужно: просто белорусские нефтеперерабатывающие заводы поставили в наши пределы дополнительные объемы топлива.


По данным ИАЦ Кортес, биржевые цены на бензин АИ-92 за неделю снизились на 1119 рублей за тонну, достигнув уровня 29 623 рублей. Падение индекса для топлива Регуляр-92 не столь велико - на 218 рублей до 30 548 за тонну. Благодаря означенному биржевому чуду, и российским НПЗ пришлось снижать мелкооптовые цены на бензин.


Парадокс в том, что в Белоруссии отродясь не было своих нефтяных месторождений. Тамошние НПЗ перерабатывают нефть, закупаемую в России. Причем по ценам, заметно более высоким, нежели посконные нефтяные монополии поставляют ее на собственные НПЗ в России.


А потом бензин, полученный в Белоруссии из российской нефти везут в Россию, затрачивая на транспортировку вполне значимые суммы. И все равно он оказывается дешевле, чем у отечественных нефтепереработчиков! А еще совершенно определенным образом характеризует целый выводок доморощенных аналитиков топливного рынка, при каждом скачке цифр на ценниках АЗС профессионально объясняющих обывателю, что это, якобы, вызвано объективными факторами.


Например - ростом цены нефти на мировом рынке или пресловутым сезонным повышением спроса на моторное топливо. Кстати, об этой сезонности: обычно, как раз по весне, в связи с уборочной страдой, нефтяные монополии очень любят повышать цены на бензин. При том, что, наверное, даже ёжик в лесу знает: сельхозтехника потребляет не бензин, а дизтопливо!


А сейчас никто из топливных аналитиков почему-то об этом даже не заикается! Если так дальше пойдет, в конце концов окажется, что белорусские нефтепереработчики отняли хлеб насущный у десятка подобного рода специалистов. Но не стоит тревожиться о судьбе этих людей - они могут с успехом применить имеющиеся профессиональные навыки в любой другой области PR!


Куда пикантней нынче выглядит давешнее выступление министра энергетики Александра Новака на состоявшемся в начале этого года совещании под водительством Дмитрия Медведева в подмосковных Горках. Он сообщил тогда, что его ведомство ожидает роста цен на бензин и дизельное топливо в течение 2013 года примерно на 14%. И это при том, что за 2012 год ценники на заправках выросли всего на 7%!


Социальные закладки:

Япония на пути гидратной революции

В стране получили первый газ из горючего льда. О разработке месторождения заявила Japa Oil, Gas & Metals Natio al Corp. У эксперимента большие перспективы, прогнозируют специалисты. Япония получила первый газ из так называемого горючего льда и вступит на путь гидратной революции. Госкорпорация Japa Oil, Gas & Metals Natio al Corp. Организовать промышленную добычу компания обещает через 5 лет.


По её оценке, запасов метангидратов на шельфе страны хватит примерно на 100 лет. Партнер консалтинговой компании RusE ergy Михаил Крутихин считает, что у этого эксперимента очень большие перспективы: До этого было два эксперимента - в США и в Канаде, тоже с участием японцев, по добыче газа из таких же парод на суше. Это первая морская попытка.


До того, как подобный эксперимент станет оказывать серьезное влияние на энергетический баланс на рынке, пройдет еще лет 8-10. Дело это перспективное, поскольку запасы метангидратов в мире примерно в 2-2,5 раза больше, чем все запасы природного газа, нефти и угля вместе взятые. Первая пробная партия природного газа добыта из залежей гидрата метана в 50 км от побережья острова Хонсю.


Если технология заработает, то Япония сможет отказаться от импорта энергоносителей, считает начальник аналитического отдела компании Универ-Капитал Дмитрий Александров: С одной стороны, возможности замещения, с другой стороны, это будет очень дорогое импортозамещение. Это вариант, который хорош для Японии. Это, в любом случае, будет гарантировать то, что в регионе цены на газ, скорее всего, будут оставаться высокими.


Это гарантированно высокая себестоимость. В Японии очень удачно сочетается и высокая стоимость импортного газа, и целесообразность увеличения денежной массы, и стимулирование новых секторов экономики, которые могут вытянуть и всю экономику в целом. Поэтому для Японии - это оптимальный вариант. Я не думаю, что это целесообразно сейчас для какого-то другого региона, просто в силу того, что нет сходной ситуации 100-процентной импортозависимости и отсутствия собственных источников сырья.


По данным Bloomberg, суммарные запасы гидрата метана в Японии оцениваются в 7 трлн кубометров. Гидрат метана - это кристаллическое вещество, образующееся при низких температурах и под давлением, состоит из связанных со льдом молекул метана. В природе встречается под слоем вечной мерзлоты или глубоко на океанском дне.


Социальные закладки:

Россия и Белоруссия согласовали поставки нефти на II квартал

Объем поставок нефтяного сырья и нефтепродуктов в республику составит 5,75 млн тонн, что эквивалентно показателю за I квартал. Россия и Белоруссия согласовали объем поставок нефтяного сырья и нефтепродуктов во II квартале 2013 года. Об этом журналистам сообщила пресс-секретарь вице-премьера РФ Аркадия Дворковича Алия Самигуллина, передает информагентство ПРАЙМ.


По ее словам, такие договоренности закреплены в протоколе по итогам переговоров Дворковича и первого заместителя премьер-министра Белоруссии Владимира Семашко. В конце декабря прошлого года Москва и Минск согласовали объем поставок российской нефти в I квартале 2013 года на уровне 5,75 млн тонн. Переговоры по годовому объему еще не завершены. Белорусская сторона хочет получить от России 23 млн тонн нефти в 2013 году. Россия же предлагает партнерам лишь 21 млн тонн.


Этот вопрос обсуждался на заседании Группы высокого уровня Совмина Союзного государства Белоруссии и России, состоявшемся 28 февраля. По итогам этого заседания Минэнерго РФ взяло тайм-аут для переговоров с белорусской стороной. В 2012 году объем поставок был на уровне 21,5 млн тонн. Напомним, Москва согласовала объем поставки нефти для Минска в IV квартале 2012 года на уровне 4,7 млн тонн.


Социальные закладки:

Кто ответит за бензин

Опережающий рост цен на топливо разгонит волну инфляции. Цены на бензин в январе, сразу после новогодних праздников, пошли в рост и даже обогнали потребительскую инфляцию. Впрочем, как говорят эксперты, настоящее повышение цен еще впереди. В феврале трейдеры начнут перезаключать контракты поставок нефтепродуктов на весну, и литр бензина на автозаправках снова подорожает.


Розничные цены на бензин за январь выросли в среднем на 1%, дизтопливо на 1,6%, сообщил Росстат. Тем временем средний рост потребительских цен по России составил 0,8%. По оценкам Минфина, в годовом выражении инфляция достигла 7% и уже превысила прошлогодние 6,6%.


Этот традиционный для российского рынка нефтепродуктов фактор подкрепляется другим: в марте - апреле начинаются ремонты на отечественных НПЗ, из-за чего выпуск топлива сократится. Кроме того, на стоимость топлива будет влиять повышательная динамика нефтяных цен. По данным РТС-ММВБ, экспортная стоимость бензина Аи-95 достигает 35 тыс. 31,5 тыс.


Причина в том, что мировые цены топлива привязаны к стоимости нефти, и если цены на нефть продолжат держаться выше 115 долларов за баррель марки Bre t, то можно ожидать ухода части высокооктанового бензина на экспорт, несмотря на повышенную пошлину. И белорусы действительно выставляют на продажу дополнительные объемы топлива, покрывающие спрос, но их цены превышают текущий рыночный уровень и постоянно сдвигаются вверх вместе с ним.


Так чего же ждать в ближайшие месяцы автолюбителям, да и всем прочим гражданам, для которых рост цен на топливо означает инфляцию? Об этом СП рассказал руководитель лаборатории ТЭК ИНП РАН Валерий Семикашев. СП : Почему российские НПЗ закрываются на ремонт именно тогда, когда у нас сезон высокого спроса? Отечественные НПЗ не уходят на ремонт специально во время высокого спроса.


Просто многим из них сейчас приходится проводить реконструкцию в связи с повышением требований к топливу, которое проводится на правительственном уровне. И сейчас этот процесс пошел намного быстрее, чем несколько лет назад. СП : Значит, цены на топливо весной расти не будут? Если взять последние два года, то можно констатировать, что рост цен на бензин был ниже уровня инфляции (индекса потребительских цен). Правда, дизельное топливо дорожало быстрее, причем быстрее, чем рост издержек.


Я бы связал это с ценообразованием etback (нетбэк) при относительно небольшой по сравнению с бензином экспортной пошлине. Другая гипотеза, объясняющая высокий рост цен на дизельное топливо, заключается в том, что производители большей рентабельностью по дизтопливу перекрывают ее сокращение по бензину. Потребляет который в основном население России, потому сильно повышать на него цены нельзя. Однако нужны расчеты для проверки этих гипотез.


В связи с этим, у меня есть предположение, что сейчас существует некий потенциал роста бензиновых цен, который может проявить себя в ближайшее время. СП : То есть в феврале мы должны ожидать подорожания бензина на автозаправках? В любом случае, НПЗ должны будут отыгрывать рост затрат на производство бензина, и в том числе увеличение акцизов, инвестиционные программы.


То есть в перспективе цены на бензин будут расти, но вряд ли их повышение превысит 10%-15% за год. СП : Судя по всему, у нас на рынке нет недостатка топлива, даже не смотря на ремонты НПЗ, так почему же тогда растут цены? У нас нет недостатка и на рынке хлеба, но цена на него также постоянно растет.


Потому что в нашей экономике инфляция издержек, когда товары и бензин дорожают из-за того, что затраты на их производство увеличиваются. А издержки растут как из-за неэффективности большинства рынков в стране, так и по причине повышения тарифов и цен на монопольных рынках, которые вместо того, чтобы поднимать эффективность производства, делают это за счет кармана потребителей. Поэтому обвинять одних нефтяников в росте цен на топливо я бы не стал - они здесь не крайние.


Смотрите, например, на графики: СП : Выходит, рост цен на топливо будет продолжаться и это отразится на потребительской инфляции, ведь товары внутри страны доставляются в основном автомобильным транспортом, причем работающем на дизтопливе? По статистике Росстата даже в самых топливоемких отраслях доля топлива и энергии в структуре затрат не так уж высока.


Как я понимаю, в структуре затрат реально работающих на рынке компаний тоже. Поэтому рост цен на топливо в течение года на 10-15%, а в течение 2-3 месяцев - на 5-7%, не будет слишком заметен для основной массы населения.


Социальные закладки:

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

март 2013
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31