Украина не хочет переплачивать Газпрому 6 миллиардов

Украинское правительство не прекращает искать альтернативу слишком дорогому российскому газу. Через шесть лет закончится контракт с Россией, заключенный в 2009 году тогдашним премьер-министром Юлией Тимошенко. Экономисты подсчитали, что по его условиям украинская сторона ежегодно вынуждена платить Газпрому на 6 млрд. В качестве примера эксперты приводят Германию, которая, находясь на значительном расстоянии от российского партнера, приобретает голубое топливо по цене 320-330 долларов за 1000 м³, в то время как ближайшему соседу - Украине он обходится на 100 долларов дороже.


В то же время уговорить Россию заменить расценки политические на коммерческие пока не получается, так что волей неволей приходится искать другие газовые источники. Одним из них может стать газ из Туркмении или Азербайджана, однако здесь дело упирается в транспортировку, поскольку прямого газопровода, скажем, в Турцию пока нет, и все поставки замыкаются на том же Газпроме. Специалисты видят выход из ситуации в строительстве LNG-терминала в городе Южный, под Одессой, куда будут прибывать азербайджанские танкеры со сжиженным газом.


Кроме того, они предлагают увеличить реверсные поставки из Европы. В 2012 году из западных стран в Украину уже поступило 57 млн. 3; природного топлива, стоимостью 300 долларов, но это количество ничтожно мало по сравнению с потребительскими потребностями.


Большие надежды украинское государство возлагает и на собственный сланцевый газ, месторождения которого сейчас разведывают американские компании Chevro и Shell в Донбасском регионе и на Западной Украине.


Экономическая выгода в случае промышленной разработки сланцевого топлива несомненна, считает независимый эксперт Валентин Землянский, поскольку его себестоимость оценивается в 180-250 долларов за 1000 м³. Еще более привлекательной кажется эта цифра в сравнении с ценой на российский газ, которую платит конечный потребитель.


Разница составляет около 300 долларов за единицу объема.


Социальные закладки:

Forbes: нефть не дешевеет, что сулит России стабильность

Поэтому я не хотел бы заходить в своей критике слишком далеко: каждому, кто интересуется Россией, имеет смысл ознакомиться с этим трудом как с крайне полезным, хотя и местами небеспристрастным сводом текущих экономических и политических тенденций. Джуда, как и многие эксперты по России, считает особенно опасной для Путина ловушку нефтяных цен.


Он пишет: В результате сейчас Кремль, чтобы сбалансировать бюджет, должен рассчитывать на намного более высокие нефтяные цены. В 2007 году было бы достаточно 40 долларов за баррель. К 2012 году уже нужно более 110 долларов.


Если цена на нефть упадет на любой значительный промежуток времени, России, возможно, придется возвращаться к масштабным займам, а также сокращать пособия и вводить меры по экономии, подрывая позиции режима в провинции и среди людей с низкими доходами. Есть некая ирония в том, что популярность Путина теперь зависит как раз от того, что он не может контролировать - от цены на нефть.


Но если посмотреть на любую страну мира, можно представить себе сценарий, при котором повышение или понижение цен на важное сырье или финансовый инструмент приведет к катастрофе. Вопрос заключается лишь в том, насколько вероятен такой сценарий.


Поэтому перед тем, как раздумывать, что же может произойти с Россией, когда цены на нефть снизятся, нужно спросить себя, какова вероятность того, что они надолго пойдут вниз. Исходя из имеющихся данных, я бы назвал ее крайне невысокой.


Достаточно посмотреть, что происходило с ценами на нефть марки Брент, начиная с 1988 года, в котором бесстрашный Рейган все еще вел свободный мир к победе в холодной войне. Рост нефтяных цен с 2000 года совсем не выглядит временной флуктуацией или случайностью.


Судя по всему, дорожающая нефть - это просто факт жизни для все более динамичной и глобализованной мировой экономики. Единственное реальное и заметное снижение нефтяных цен после 2000 года совпадает с эпохальным финансовым кризисом, едва не погубившим мировую экономику, и было его результатом. В остальном нефтяные цены либо медленно росли, либо держались на одном уровне.


Уже с конца 2009 года, когда они начали всерьез восстанавливаться, специалисты по России не перестают твердить: Ладно, сейчас нефть дорогая, и это помогает Путину держаться, но подождите падения цен, которое может случиться в любой день. Они говорили это в 2010 году. Они говорили это в 2011 году. Они говорили это в 2012 году. И они продолжают говорить это в 2013 году.


Полагаю, что в итоге нефтяные паникеры окажутся правы - рано или поздно нас, скорее всего, ждет очередная глобальная рецессия, которая ударит по сырьевым ценам, однако никто всерьез не учитывает, что пока сырье - и в особенности, нефть - намного дороже, чем раньше, и эта ситуация изменится еще не скоро.


Следует ли считать избыточную зависимость России от нефти хорошей и похвальной вещью? Нет. Если б я управлял Кремлем, меня бы пугало увеличение ненефтяного и негазового дефицита и постоянный рост цены за баррель, необходимой, чтобы сбалансировать государственный бюджет. Однако тот факт, что резкий и долговременный спад цены на нефть стал бы катастрофой для Кремля, не делает подобный спад более вероятным.


Согласно краткосрочным прогнозам Агентства энергетической информации, в 2013 году ожидается крайне мягкое и незаметное снижение нефтяных цен до 108 долларов за баррель, а в 2014 году они упадут до 101 доллара за баррель. В долгосрочной перспективе предполагается устойчивый рост. Возможно, я - человек ограниченный и лишенный воображения, но мне крайне трудно представить себе сценарий, при котором политическое положение Путина может оказаться под серьезной угрозой, пока нефть стоит дороже 100 долларов за баррель и, скорее всего, будет дорожать в будущем.


Может ли нефть погубить Путина? Да. Но намного вероятнее, что она - к добру или к худу - будет продолжать служить опорой российского режима.


Социальные закладки:

Сжиженный газ всё ещё горит в мелкой заводи Перо

Сжиженный газ всё ещё горит в мелкой заводи Перо (Bayou Perot) в 30 милях к югу от Нового Орлеана, штат Луизиана, США. Рядом находятся озёра Salvador и Little Баржебуксирный состав с толкачом Sha o E. Settoo во вторник, 12 марта, около 18.00 местного времени (09.00 МСК), навалил на подводный трубопровод со сжиженным газом, принадлежащим компании Шеврон (Chevro ).


154-футовая баржа, гружённая 2215 баррелями сырой нефти (примерно, 296 тонн) повреждений не получила. Но вспыхнул газ, вырвавшийся из пробитого трубопровода, и огонь перекинулся на буксир. Начался пожар, тушением которого занялась береговая охрана. На борту толкача находилось около 1000 галлонов дизтоплива (около 4,5 тонн). Экипаж Sha o E. Три человека почти не пострадали. А капитан получил ожоги второй и третьей степени и находится в больнице в критическом состоянии.


Попытки ввести в трубопровод азот, чтобы заглушить огонь, вскоре оставили: эффект оказался чуть ли не противоположным. Несмотря на пожар на буксире, береговая охрана утверждает, что аварийного разлива нефтепродуктов не произошло. Хотя, первоначальные сообщения о масляной плёнке на поверхности воды были. Последующие объяснения свелись к тому, что на воде остался пепел от сгоревшего сжиженного газа. 700-сильный 47-футовый буксир Sha o E.


1975 года постройки базируется в порту Хаума, штат Луизиана (Houma, La.) Settoo (Settoo Towi g). Причины аварии выясняются.


Социальные закладки:

Когда нефть ВСТО станет маркерным сортом на рынках АТР

Минэнерго РФ начинает продвижение российского сорта нефти ESPO (ВСТО) в качестве маркерного (эталонного) на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона, передало ИТАР-ТАСС со ссылкой на сообщение министерства. Такую задачу анонсировал министр энергетики РФ Александр Новак в ходе совещания на российской товарной бирже СПбМТСБ.


Задач, собственно, три: 1) развитие биржевой торговли нефтью, 2) формирование маркерного сорта нефти Espo, 3) продвижение на рынках стран АТР ценового индекса этой российской марки нефти. Заявка серьезная, но при ее реализации у Минэнерго возникают специфические трудности. Во-первых, до сих пор официальной биржевой цены нефти в стране не существует.


В частности, так развитый спотовый рынок превратил сорта Bre t и Dubai в маркерные, хотя фьючерсы по Bre t, как правило, вообще не подразумевают физической поставки нефти. Поэтому развитие мирового рынка ESPO в отсутствии биржевого рынка нефти внутри России вряд ли реально. В то же время физико-химические характеристики сорта ESPO уже сформированы.


Отгрузки нефти из Козьмино идут с начала 2010 года, и неизвестны претензии потребителей к качеству сырья. Как отметил глава "Транснефти" Николай Токарев, российские нефтяные компании, поставляя нефть по ВСТО, получают дополнительный доход по сравнению с западным направлением экспорта до 30 долларов с тонны. На сегодня содержание серы в восточно-сибирском сорте составляет 0,51% при допустимом декларируемом уровне в 0,65%.


Другое дело, что сохранение таких характеристик требует от правительства определенной жесткости в подходах. Нефтяные компании неохотно отдают легкую и малосернистую нефть в систему Транснефти. По железной дороге через порты Новороссийск-2 и Туапсе идет на экспорт качественная нефть Siberia Light (0,57% серы). Нефтяникам выгодно увеличить чистый поток этой нефти, не смешивая ее с высокосернистой Urals. Зато в добываемой в Уральско-Приволжской бассейне нефти количество серы все возрастает.


В прошлом году добыча высокосернистого сырья в Татарстане, Башкортостане, Удмуртии и Оренбургской области выросла на 3,4 млн т, составив 72,5 млн. В 2013 году этот показатель увеличится до 76,5 млн т. Под данным Транснефти, за два года уровень сернистости Urals в нефтепроводе Дружба вырос на 0,15% (до 1,56%), в порту Новороссийска - на 0,1% (до 1,4%). Обеспокоенная этим фактом Транснефть обратилась в правительство с предложением консолидировать действия ученых и компаний нефтяного сектора.


По расчетам Транснефти, мощности татарстанской Танеко по высокосернистой нефти должны составлять 7 млн т, на уфимской группе НПЗ вырасти до 9,6 млн т, на самарской группе - до 8 млн. Если удастся распределить высокосернистную нефть внутри российских НПЗ, то проблема качества экспортных потоков будет надолго решена. Но есть еще третья проблема.


Для получения статуса маркерного ESPO требуется увеличение объемов поставок. По мнению начальника аналитического отдела ИК Универ Капитал Дмитрия Александрова, на маркерный статус ESPO может рассчитывать по мере увеличения поставок на мировой рынок до 500 тыс. 25 млн тонн в год), а также признания этого сорта модераторами рынка. В 2012 году экспорт через Козьмино составил 16,3 млн тонн, а в планах 2013 года экспорт 21 млн тонн. Д.Александров считает, что статус бенчмарки ESPO может получить после 2015 года.


Глава московского представительства котировального агентства Platts Надежда Родова согласна, что у ESPO есть шансы стать маркерным сортом, но при условии, что другие производители не предложат лучших условий. Резкий рост добычи нефти и газа в США перенаправил потоки нефти в АТР как единственный стабильно растущий рынок.


Родова отмечает, что конкуренцию ESPO может составить, например, иракский сорт нефти Basra, который уже поставляется в этот регион.


Социальные закладки:

Россияне пугают экологической катастрофой

Polska: Радио России назвало европейские попытки разработки сланцевого газа провалом, и предсказало, что если мы не прекратим поиск сланцев, нам грозит экологическая катастрофа. В какую игру играет Москва? Станислав Рыхлицкий (Sta isaw Rychlicki): В ту, что и обычно: в дискредитацию поиска альтернативных источников энергии.


Россияне чувствуют опасность, потому что если информация о наших запасах сланцевого газа подтвердится, это перевернет европейский энергетический рынок с ног на голову. А российская экономика опирается на добыче традиционных нефти и газа. Могут ли экологические движения, которые выступают в Польше против добычи сланцевого газа, быть связаны с российской политикой? Я полагаю, это вполне возможно.


Способны ли экологи, на ваш взгляд, заблокировать разработку сланцев в Польше? Они наверняка будут этому препятствовать, их действия могут затормозить процесс, создать дополнительные расходы. Но они не остановят добычи. Однако сейчас меня больше тревожат законодательные вопросы. Какие именно? Сейчас уже должен был появиться закон об углеводородах, в частности, регулирующий оплату, связанную с поиском и эксплуатацией месторождений.


Но его еще нет. А без него компании, которые заинтересованы в работе в Польше, в особенности иностранные концерны, не будут вкладывать сюда финансовые средства и силы. Каждому хочется знать, на что опираться и сколько это все будет стоить. Когда закон появится?


Вы знаете, как у нас с законами: первое чтение, второе, третье, поправки, из Сейма в Сенат, из Сената в Сейм, потом подзаконные акты. Я думаю, оптимистичным сроком были бы летние каникулы. Добыча сланцевого газа в Польше действительно может начаться в следующем году, как обещал премьер Дональд Туск (Do ald Tusk)? Вряд ли. У нас нет еще даже точных данных по объему запасов, пока у нас есть только предположения.


Чтобы получить такие данные нужно сделать 70-100 скважин, а мы пока сделали 35. Будет удачей, если в будущем году нам удастся оценить наши запасы. Возвращаясь к экологии.. Есть ли доля правды в прозвучавших на Радио России страшных историях, о том, что коры, которые пили воду из колодца, расположенного радом со скважиной погибли? Нам есть чего боятся? Если газ добывается согласно нормам безопасности, никакой угрозы нет.


Первая скважина была сделана в Польше в 1854 году, а гидравлические разрывы пластов, как при добыче сланцевого газа, производятся у нас уже 50 лет. И как-то пока не случалось ни землетрясений, ни экологических катастроф. Немного здравомыслия не помешает.


Социальные закладки:

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

март 2013
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31