Израиль получил энергетическую независимость

В субботу, 30 марта, после четырех лет бурения и строительства инфраструктуры, началась добыча газа из расположенного в эксклюзивных экономических водах Израиля месторождения "Тамар". Месторождение расположено на глубине более 4 километров в 90 километрах к западу от Хайфы.


По проложенному двойному газопроводу газ пойдет до газодобывающей плавучей платформы у берегов Ашкелона, откуда по трубопроводу, обслуживавшему ранее месторождение "Ям Тетис", поступит в газовый коллектор в Ашдоде. Вступление месторождения в строй дает Израилю энергетическую независимость на десятки лет вперед.


Первый газ из нового месторождения должен дойти до коллектора в течение ближайших 30 часов. До сих пор "Хеврат Хашмаль" была вынуждена закупать более дорогостоящий сжиженный газ и дизельное топливо, которое не только значительно дороже и менее экологично, но и не позволяет использовать предназначенные для газа турбины на полную мощность.


Символично, что вступление израильского месторождения в строй придется на праздник Песах, в который евреи празднуют выход из египетского рабства. До начала 2011 года именно Египет был основным поставщиком природного газа в Израиль. После падения режима Мубарака Египет прекратил поставки газа, что привело к росту цен на электроэнергию. Впрочем, следует отметить, что в ближайшие годы рассчитывать на снижение тарифов на электроэнергию израильтянам не стоит.


Краткая справка Расположенное в эксклюзивных экономических водах Израиля месторождение "Тамар" находится в 90 километрах к западу от Хайфы. Глубина моря в месте обнаружения газа составляет около 1.700 метров, а общая глубина бурения - 4.900 метров. Газ был обнаружен в геологическом разрезе олигоцено-миоценового периода.


Тамар" стала первым подобным месторождением, обнаруженным в Левантийском бассейне Восточного Средиземноморья. За последние годы в таких же пластах этого района было обнаружено еще несколько месторождений, крупнейшим из которых является израильское месторождение "Левиатан". Согласно оценкам, месторождение содержит 283 миллиарда кубометров газа и 13 миллионов баррелей газового конденсата.


Социальные закладки:

Белоруссия успешно заменяет Газпрому Украину

Белтрансгаз" планирует в 2013 году увеличить транзит российского газа через территорию республики. Кроме того, компания готовит обоснование для дальнейшего развития своей газотранспортной системы, сообщил генеральный директор компании Владимир Майоров. По его словам, в 2012 году компания осуществила транзит 44,3 млрд кубометров газа, на 2013 год планируется как минимум на 2 млрд куб.


Также, по его словам, до конца этого года планируется подготовить обоснование инвестиций на дальнейшее развитие белорусской газотранспортной системы, по которому в течение 3-5 лет, в зависимости от схемы развития, потребуется около $2 млрд вложений.


Став 100% акционером нашего предприятия, "Газпром" заинтересован в увеличении и более эффективном использовании нашей газотранспортной системы", - сказал Майоров, пишет "Однако". Он также заявил, что договорился с президентом БелоруссииАлександром Лукашенко подготовить трех и десятилетнюю инвестиционные программы "Белтрансгаза": "Мы нацелены на улучшение надежности поставок потребителям.


Это не только ГРС, это и линейные мощности, и увеличение объемов хранения подземных газовых хранилищ". Для сравнения - транзит российского газа через территорию Украины в январе 2013 года сократился по сравнению с январем 2012 года на 23,2% - до 7,072 млрд куб. Транзит российского газа через территорию Украины по итогам 2012 года сократился до 84,261 млрд куб. 19,13% меньше показателя за 2011 год.


Что касается модернизации ГТС - Украина еще летом 2011 года официально объявила о ее начале за счет собственных средств. С тех безуспешно идут переговоры о кредитовании этого проекта различными европейскими институциями.


Как заявил заместитель премьер-министра Белоруссии Петр Прокопович, в ближайшие три года цены на энергоресурсы для республики не изменятся: "Этот фактор наряду с членством в ЕЭП является залогом того, что Белоруссия сможет обеспечить модернизацию промышленности в течение ближайших трех лет". Также Прокопович отметил, что с 1 января 2012 года Белоруссия сократила затраты на импорт энергоресурсов.


В 2012 году это около $4 млрд", - подчеркнул вице-премьер.


Социальные закладки:

Поле битвы - Восточное Средиземноморье

В последние годы споры вокруг ресурсов Южно-Китайского моря давали пищу для журналистов всего мира. Но сегодня другой водоем - Средиземное море - быстро становится у всех на слуху, точно, как его кузен с Востока. Разведочное бурение у берегов Кипра, Египта, Израиля, Ливана, Сирии и Турции обнаружило огромные запасы природного газа. Конкуренция за право использовать найденные ресурсы лишь углубляет существующую напряженность в регионе по поводу суверенитета и морских границ.


Без более активного участия других держав, эти разногласия будет очень трудно решить. В 2009 и 2010 годах американо-израильский консорциум по изучению морского дна обнаружил в районе Хайфы огромные месторождения Тамар и Левиафан, запасы которых в совокупности составляют примерно 26 трлн. TCF) природного газа. Эти открытия оказались очень своевременными.


Ливан, с которым Израиль до сих пор не провел демаркацию морских границ, заявляет, что часть территории месторождения Левиафан площадью 330 квадратных миль принадлежит ему: обе страны уверенны, что это часть их личной зоны экономических интересов. Этот спор наряду с угрозами группировки Хезболла атаковать израильские газовые платформы, повышает нагрузку на и без того маломощные военно-морские силы Израиля. До недавнего времени основной стратегической задачей израильского ВМФ было патрулирование береговой линии и поддержание блокады Сектора Газа.


Для обеспечения защиты морских буровых установок флотом министр обороны Израиля Эхуд Барак и начальник генерального штаба Бени Ганц утвердили план по закупке четырех новых военных кораблей. Израиль также поработал над расширением политического, военного и экономического сотрудничества с другими заинтересованными в проекте сторонами, в том числе с Кипром.


Поскольку Кипр подписал соглашение о морских границах с Израилем еще в 2010 году, то он стал вторым по величине бенефициаром газового бума. Остров лежит на пути возможного экспорта израильского газа на европейские рынки. Кипр также претендует на собственные месторождения газа. Месторождение Афродита, которое находится рядом с Левиафаном, может содержать до 7 трлн.


Самопровозглашенная Турецкая Республика Северного Кипра претендует на совместное владение природными ресурсами острова и выступает против попыток Никосии заключить морские буровые контракты в одностороннем порядке. Как и Северный Кипр с Ливаном, Турция посматривает в сторону израильско-кипрского газового эльдорадо с опасением.


Анкара не признает пограничных соглашений Кипра с его соседями и опасается, что турков-киприотов не допустят к дележу будущей прибыли от реализации газа. Турция также считает возможный экспорт газа через Кипр и Грецию угрозой своим позициям в качестве транзитной страны, поставляющей каспийский и центрально-азиатский газ на европейские рынки. Анкара, таким образом, выступает против сотрудничества между Израилем и Кипром и поддерживает Ливан в пограничных спорах с Израилем.


Все эти телодвижения происходят на фоне продолжающегося ухудшения турецко-израильских отношений, стоит вспомнить лишь атаку израильских коммандос на турецкие корабли с гуманитарной помощью на пути в Газу в мае 2010 года. Это и другие инциденты побудили Турцию выделять больше ресурсов для обеспечения безопасного прохода своих гражданских и торговых судов в восточной части Средиземного моря.


Два оставшиеся прибрежные государства региона - Египет и Сирия - до сих пор остаются слишком озабоченными своими внутренними проблемами, чтобы внятно ответить на открытие новых газовых месторождений. Египет является вторым по величине африканским производителем газа, с 77 трлн. 80% которых сосредоточены в дельте Нила и в Средиземном море. В то же время революционные потрясения поставили под вопрос надежность Каира в качестве поставщика, замедлив геологоразведку и выставив на показ целый ряд проблемам в обеспечении безопасности трубопроводов.


В Сирии же разведка была практически полностью остановлена в связи с продолжающимся насилием и жесткими международными санкциями. Отсутствие соглашений между Сирией и Кипром о границах исключительных экономических зон не сулит ничего хорошего для стабильности в будущем, особенно, если Башара аль-Асада заменит более дружественный Анкаре режим. Но, в конце концов, Египет и Сирия выйдут из политического кризиса и вновь заявят о себе в регионе.


Рискованные маневры, такие, как, например, вмешательство в военно-морские учения других государств, тактика поигрывания мускулами (когда корабли одного государства заставляют суда другого изменить направление движения или дислокацию), учебные атаки, глушение судов условного противника низколетящими самолетами и другие наезды, скорее всего, станут более распространенными.


В условиях постоянного недоверия и в ситуации неопределенности такие провокации легко могут привести к непропорциональному возмездию. Напряженность можно было бы снизить, задействовав несколько простых приемов. С одной стороны, расширение и упорядочение многонациональных военно-морских учений поможет углубить прямые контакты между армиями стран региона и сделать просчет менее вероятным. Тем не менее, такие учения становятся все более редкими.


Турция не проводила совместных учений с Израилем с 2009 года, хотя регулярно участвует в мероприятиях с союзниками по НАТО, в том числе с Грецией. Израильский военно-морской флот не участвовал в крупных международных маневрах с 2006 года, за исключением двух крупномасштабных учений с Соединенными Штатами. Крошечные ВМС Ливана, Кипра и Сирии находятся сегодня в еще большей изоляции.


Весь регион больше всего выиграет от обновления усилий по устранению фундаментальных политических споров. Конфликт был бы гораздо менее вероятен, если бы Израиль и Ливан урегулировали свои морские границы, если бы греки- и турки-киприоты согласились на распределение газовых доходов и если бы Израиль и Турция достигли соглашения по инцидентам в нейтральных водах.


Но окно возможностей для достижения этих сделок сужается. Как только газ из новых месторождений поступит на внутренние и международные рынки (начиная со второй половины 2013 года), Израиль и Кипр обретут инструменты влияния совсем другого уровня. Понимая это, Ливан, Северный Кипр и Турция сегодня будут крайне скептически относиться к попыткам Израиля и Кипра достичь хоть какого-нибудь урегулирования ситуации.


В связи со всеми обстоятельствами любые серьезные попытки урегулирования этих конфликтов требуют посредничества и наблюдения со стороны внешних сил. Недавно вновь утвердившаяся на мировой арене Россия, похоже, готова сыграть эту роль, но ее нейтралитет и военная мощь все еще остаются под сомнением. В недрах РФ находится примерно четверть от общемировых разведанных запасов природного газа (около 1 680 триллиона кубических футов), страна обеспечивает 71% импорта газа в Центральной и Восточной Европе.


Будущее производство в Восточном Средиземноморье будет слишком маргинальным, чтобы компенсировать доминирующее положением России на этих рынках. Тем не менее, российская государственная газовая монополия Газпром финансово заинтересована в развитии этих месторождений.


Газпром активно продвигает свои лицензии на добычу с израильских и кипрских месторождений и готов предоставить помощь в налаживании производства сжиженного природного газа и соответствующей инфраструктуры. Израиль и Кипр видят в России как поставщика технических решений, так и источник потенциальной политической поддержки.


Россия неоднократно публично поддерживала право Кипра исследовать шельфовые месторождения в его исключительной экономической зоне. Русский флот в то же время стремится восстановить свое некогда ощутимое местное влияние, на пике которого русские могли похвастаться наличием здесь у них 96 военных кораблей во время Войны Судного дня в 1973 году.


Но уже в 1991 году здесь было от 5 до 8 военных кораблей, а во время большей части времени после окончания Холодной войны в Средиземноморье не было ни одного русского корабля. Но уже с 2011 года Россия провела три военно-морских учения в Средиземном море, в масштабах, не виданных со времен СССР.


Сирия является главным партнером Кремля в регионе, здесь находится единственная российская военная база за пределами бывшего Советского Союза: военно-морская станция логистического обслуживания в Тартусе. Хотя командование ВМФ России надеется сохранить этот объект, оно уже начинает вести себя так, будто режим Асада рухнет.


Вместо того, чтобы пытаться защитить объект, ВМФ России, скорее всего, собирается эвакуировать его. В этом случае России станет еще труднее развивать партнерские отношения с Израилем и Кипром, о чем свидетельствуют последние сигналы русских попыток финансового спасения Кипра. Будучи союзником и партнером большинства из стран-участниц потенциального восточно-средиземноморского конфликта, роль регионального менеджера по обеспечению безопасности больше всего подошла бы Соединенным Штатам Америки.


Тем не менее, на повестке дня возникают новые вопросы по поводу их возможности установить баланс сил в регионе. У США есть три основных интереса в Восточном Средиземноморье: они стремятся поддерживать экономическую и политическую безопасность своих союзников, в их интересах удержать регион интегрированным в глобальные рынки, а также обеспечить здесь безопасность граждан США и работающих на энергетических объектах специалистов.


Позиция Вашингтона по поводу местных споров вокруг газовых месторождений очень напоминает позицию Москвы. Соединенные Штаты также поддерживают право Кипра на разведку энергоисточников в нейтральных водах, поощряя при посредничестве ООН переговоры насчет воссоединения острова.


Такая позиция, наряду с участием американских фирм в израильских газовых проектах, делает Соединенные Штаты привлекательной альтернативой России для некоторых местных субъектов, нуждающихся во внешнеполитической поддержке. С точки зрения Анкары, однако, все более трудно смотреть на Вашингтон в качестве беспристрастной силы.


Что еще более важно, так это то, что реальный стратегический фокус интересов США все еще находится в регионе Персидского залива и Азиатско-Тихоокеанского региона. Во времена Холодной войны и в 1990-х годах Шестой флот США сохранял за собой доминирующее присутствие в Средиземном море, в среднем насчитывая в своем составе четыре подводные лодки, экспедиционный корпус морской пехоты и, как минимум, одну авианосную группу в сопровождении от шести до восьми основных кораблей.


Эта сила с тех пор снизилась из-за продолжающихся военных операций в Ираке и Афганистане. Сегодня единственным кораблем, который остается на постоянном боевом дежурстве от Шестого флота, является судно USS Mou t Whit ey.


Поэтому пришло время для новой, реалистичной Восточно-Средиземноморской стратегии, которая будет учитывать как мрачные реалии регионального политического тупика, так и беспрецедентные бюджетные и ресурсные ограничения. Такая стратегия должна основываться на трех составляющих: доверии, снижении рисков и экстренном реагировании.


Плоды от этих усилий в будут основном долгосрочными, поэтому Соединенные Штаты должны также принять незамедлительные меры для повышения эксплуатационной безопасности на море путем создания в Восточном Средиземноморье дата-центров по обмену информацией и горячих линий на случай чрезвычайных ситуаций, похожих на те, которые были предложены для акватории Южно-Китайского моря.


Наконец, ВМФ США понадобится план реагирования на кризисы при условии отсутствия крупных сил. Любая из проблем, стоящих перед странами Восточного Средиземноморья - споры вокруг газовых месторождений, нарастание дипломатии канонерок, арабо-израильский конфликт, статус разделенного Кипра, сирийская гражданская война - все это грозные политические проблемы, затрагивающие фундаментальные национальные интересы всех вовлеченных стран.


Более того, еще больше затрудняет достижение стабильности их принципиальная неразделяемость. Будущая стабильность в регионе зависит от того, насколько мощный внешний арбитр сможет навязать свою политическую волю, военную мощь и стратегическое видение, чтобы посеять страх и трепет в душах местных разжигателей напряженности. Ведь даже в эпоху ограниченности ресурсов и спада внешнеполитических амбиций, Соединенные Штаты остаются единственным реальным претендентом на эту миссию.


Социальные закладки:

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

март 2013
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31