Российско-польское соглашение заключено по энергетике

Между российским "Газпромом" и польским "Европол-Газ" - подписан меморандум о взаимопонимании. Церемония, в которой приняли участие руководители компаний Алексей Миллер и Мирослав Добрут, прошла в Санкт-Петербурге. Документ предусматривает реализацию проекта "Ямал-Европа-2" через территорию Польши в направлении Словакии и Венгрии. Мощность линии не менее 15 миллиардов кубометров газа в год. Технико-экономическое обоснование проекта должно быть подготовлено в течение 6 месяцев.


Газопровод будет играть важную роль и будет важным звеном в обеспечении энергетической безопасности Европы. И наши польские коллеги будут обеспечивать надежность транзита через территорию Польши для таких стран, как Словакия и Венгрия.


Газопровод абсолютно точно нужен Восточной Европе и будет востребован", - сообщил председатель Правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер. Вернуться к обсуждению проекта расширения газопровода "Ямал-Европа" Владимир Путин поручил руководству "Газпрома" 3 апреля. От России до конечных потребителей ветка пройдет по территории Белоруссии.


Социальные закладки:

Украина рискует остаться без транзитного газа

Россия готовится проложить в Европу еще одну газовую трубу Ямал-Европа-2, и опять в обход Украины. Таким образом, страна может остаться без газового транзита. Газовая транзитная сеть, проходящая по территории Беларуси, является собственностью Газпрома, а потому этот маршрут экономически выгоднее для России. Газ по нему пойдет в Польшу, Словакию и Венгрию. В случае реализации проекта к 2019 году Россия сможет поставлять через эту сеть газ в объеме, превышающем потребности европейских стран.


Польша уже сейчас заявляет о том, что у нее нет потребности в новой трубе. Однако создание и наращивание подобного профицита Россия сможет использовать для манипуляции странами-транзитерами. Покупать российский газ придется в реверсном режиме, но какова будет цена, неизвестно. Кроме того, для того чтобы предприятия в ряде украинских областей не остались без газа, необходимо прокачивать по магистральным сетям минимум 30 млрд куб.


Вопрос о создании газового консорциума с Россией, как способ избежать подобных проблем, вызывает оживленные дискуссии. Альтернативами являются варианты разработки месторождений сланцевого газа внутри страны или сокращение потребления газа.


Социальные закладки:

Ворует ли Украина российский газ?

С каждым днем газовые войны между Украиной и Россией становятся более горячими и скандальными. В очередной раз масла в огонь подлил украинский премьер-министр Н.А Европы, в частности, из Венгрии.


Азаров также отметил, что согласно существующим возможностям, ежегодно в страну будет поступать порядка двух миллиардов кубических метров газа, а со временем можно увеличить эти мощности до 10 миллиардов кубов. Кроме того, как отметил премьер, сторонам удалось также договориться относительно разработки других направлений транспортировок.


На это сообщение незамедлительно откликнулся Газпром, который обвинил украинские власти в мошенничестве. Так, согласно заявлению главы холдинга Александра Миллера, которое он сделал в эфире центрального российского телеканала, Украина проводит закупки голубого топлива в Европе по мошенническим схемам, поскольку из Европы в Украину поступает все тот же российский газ, который изначально идет на европейскую территорию, а затем - и в Украину.


В то же время, с целью доказать реверсные поставки газа из Европы, на границе проводится закольцовка. Миллер высказал уверенность в том, что подобные схемы являются мошенническими, и с ними необходимо бороться.


Как заявляет украинская сторона, решение о начале реверсных поставок было принято после того, как объемы транзита российского природного газа через украинскую газотранспортную систему снизились, и соответственно, были высвобождены некоторые мощности. Вместе с тем, можно говорить о том, что Александр Миллер прав, и никакого европейского топлива в Украину не поступает, а исключительно российское.


Но это не меняет абсолютно ничего, потому как факт реверсных поставок подтвержден. И скорее всего, на украинскую территорию поступают излишки российского газа, которые Газпром перекачивает в Европу.


Между тем, украинские эксперты уверены в том, что реверсные поставки газа из Европы в Украину совершенно не противоречат международному законодательству. Об этом заявил, в частности, Владимир Макуха, заместитель министра энергетики и угольной промышленности Украины. По его мнению, это абсолютно чистая схема. Политик сказал, что покупая продукты в магазине, Вы же не информируете продавца о том с кем Вы будете их есть.


Отметим, немного раньше появилась информация, предоставленная источником из Минэнерго, о том, что европейский газ, который закупает украинская сторона, поступает в Украину по описанной Миллером схеме. Вместе с тем, по словам источника, украинское правительство не видит в этом ничего противозаконного.


Это всего лишь является подтверждением того, что цена на российский газ для Украины действительно завышена, а потому то же российское топливо, которое поступает в страну по реверсным поставкам, обходится примерно на семь процентов дешевле.


В силу того, что очередное обострение конфликта пока никак не урегулировано, Киев решил в очередной раз создать России проблемы в Крыму. Речь идет о недопущении украинскими властями пополнения российского Черноморского флота новыми кораблями. И вроде бы на первый взгляд, инициатива исходила вовсе не от украинцев, и они вовсе не хотели трогать российских моряков..


Судите сами: в конце марта текущего года начались внезапные учения российских Вооруженных сил на Черном море, за которыми с вертолета лично наблюдали глава РФ В.П С.Шойгу. При этом о начале учений украинские власти не были поставлены в известность. Собственно говоря, международное законодательство этого и не предусматривает, но..


К слову сказать, вопросы таможенных пошлин и перевооружения остро были поставлены еще в ноябре прошлого года, когда украинскими таможенниками было задержано в Севастополе примерно 14 тысяч тонн дизельного топлива, которое было доставлено для нужд российского флота из Новороссийска. Тогда было выдвинуто требование уплатить все ввозные пошлины и налог на добавленную стоимость, а это примерно 1,2 миллиона евро. Конечно, для россиян эта сумма, может, и не очень большая.


Но здесь уже и они решили пойти на принцип, ведь ничего подобного не случалось со времен президентства В.Ю Украинская сторона, без предъявления каких-либо правовых оснований, требует уплаты налогов, что противоречит не только украинскому законодательству, но базовым соглашениям по флоту, - заявила Мария Захарова, заместитель главы департамента печати и информации Министерства иностранных дел России. Именно поэтому российская сторона отказалась от уплаты этих налогов.


Вот тогда и начались безрезультатные и бесконечные переговоры относительно таможенных платежей и топлива. Нечто подобное в плане результативности можно наблюдать и сейчас, в переговорах относительно новых российских кораблей. Еще совсем недавно эти переговоры были исключительно теоретическими, потому как никаких новых кораблей в Севастополе не предвиделось.


Исключение составляли небольшой противодиверсионный катер и несколько тральщиков, которые позже были размещены в Новороссийске. Но в прошлом году пополнение российского флота стало вполне реальным. И уже осенью 2013 года в Калининграде пройдут испытания сторожевого судна Адмирал Григорович проекта 11356. Кроме того, в скором времени должен быть достроен и второй такой же корабль - Адмирал Эссен, а также Адмирал Колчак. Как известно из официальных источников, все три корабля планировалось отправить на Черное море.


Кроме как в Севастополе, базировать их по большому счету больше негде. Конечно, в Новороссийске строится новая военно-морская база, но природно-климатические условия здесь не очень подходят для судов подобного класса и водоизмещения. Похоже, и сама Москва прекрасно понимает, что в Севастополе ее новые корабли в ближайшем будущем не появятся. И связано это с затянувшимися переговорами относительно цен на газ.


А кроме того, будет продолжать закупать российский газ через Европу, до того момента, пока стоимость российского топлива для нее не станет такой же, как для Европы. И остановить процесс оттока излишков газа останавливать никто не обирается, ведь подобная схема удобна для всех, за исключением, конечно, Газпрома.


Социальные закладки:

Нефть, оружие и Иракский Курдистан

В конце 2012 года в Ираке прошли крупные антиправительственные выступления, которые серьезно обострили внутриполитическую обстановку и вновь поставили на повестку дня вопрос об урегулировании территориального спора между федеральными властями и Курдской национальной автономией. Нерешенность данной проблемы грозит в дальнейшем длительным этническим конфликтом, что негативно отразится на общей и без того сложной ситуации во всем регионе.


Между тем в конце февраля 2013 года состоялся первый официальный визит президента Иракского Курдистана Масуда Барзани в Россию, обозначивший новые векторы российской внешней политики. Борьба за автономию Когда в 1974 году приняли закон об автономии Курдистана, город Киркук остался за ее рамками, что крайне негативно восприняли руководители курдского национального движения.


В 1975-м вспыхнула война между курдами и иракским правительством, после которой активно стала проводиться политика декурдизации Киркука. В результате, по разным подсчетам, было уничтожено более 700 курдских деревень.


Со второй половины 70-х в Курдистане действовали две политические силы - Демократическая партия Курдистана (ДПК) во главе с Масудом Барзани и созданный Джалялем Талабани Патриотический союз Курдистана (ПСК). До середины 90-х их сближение не происходило, хотя этому должна была бы способствовать ирано-иракская война. Напротив, в начале 80-х начались ожесточенные столкновения между вооруженными отрядами ДПК и ПСК.


Только после серьезных поражений курдов от иракской армии они вступили в переговоры, поделили в 1992-м поровну места в курдском парламенте и создали коалиционное правительство. Но это не привело к прекращению борьбы между двумя курдскими объединениями. Долгое время фактически существовало два правительства в Иракском Курдистане и только в конце 2002 года удалось сформировать единый кабинет министров. Военная операция 2003 года привнесла в курдское движение определенные сепаратистские настроения.


В соответствии с этим основным законом Ирака, заложившим юридическую базу федеративного децентрализованного государства, начался процесс формирования высших органов власти в Иракском Курдистане (столица - Эрбиль). Выборы 2009 года в местный парламент завершились победой правящего альянса, сформированного ДПК и ПСК, однако это не решило курдских проблем.


Продолжали сохраняться внутренние политические противоречия, связанные с многолетней конфронтацией этих двух партий и их руководителей. Сложной оставалась социально-экономическая ситуация в автономии, что стало причиной волнений, начавшихся в январе 2011 года. Наконец, одной из важнейших политических проблем стал спор Курдистана с иракским центром по поводу территорий на севере страны - Киркук, Ниневия, Диала.


Багдад твердо выступает против расширения границ Курдского автономного района, а курды стремятся к включению Киркука в состав автономии и полному его подчинению власти Эрбиля. В центре спора - вопрос о распределении доходов от продажи добываемой в Курдистане нефти, так как месторождение Киркук, открытое в 1907-м, является одним из крупнейших в мире. Не случайно именно здесь в последнее время все чаще происходят террористические акты на межнациональной почве.


Федеральное правительство пытается разместить в этом районе свои войска, которые встречают сопротивление со стороны курдской гвардии - вооруженных отрядов пешмерга, контролирующих спорные территории. У Иракского Курдистана своя конституция, органы государственной власти, вооруженные силы, в регионе аккредитовано свыше 30 иностранных дипломатических представительств.


В 2011-м с Курдистаном решил договориться крупнейший игрок нефтяного рынка - Exxo Mobil, примеру которого последовал Chevro, купивший себе право на участие в двух проектах около города Эрбиля. Багдад отреагировал незамедлительно и лишил эти компании контрактов в остальном Ираке, однако американцев это не остановило. Уже в 2012-м о покупке доли в курдских проектах заявила французская Total SA.


Иностранные нефтедобытчики оказались готовы потерять большие контракты в южной и центральной частях страны ради позиций в Курдистане. Связано это с тем, что в автономии создан благоприятный инвестиционный и налоговый режим, принято законодательство о природных ресурсах и существуют относительно безопасные условия для проживания иностранцев.


Зарубежные компании (в настоящее время их уже около 50) фактически работают на обеспечение все большей независимости Иракского Курдистана. Это серьезно осложняет отношения с Багдадом. Весной 2012 года разразился скандал - власти автономии заявили, что центральное правительство задолжало им более полумиллиарда долларов за экспортируемую нефть. Руководство Ирака задолженность признало, но объяснило ее техническими моментами.


Киркук раздора На фоне борьбы за доходы от нефти начал активно обсуждаться вопрос об исторической принадлежности Киркука, который приобрел принципиальное значение. В июне 2009 года правительство Курдистана одобрило проект новой региональной конституции, согласно которому этот город был включен в состав автономного района.


При этом спор вокруг него является частью неутихающих дебатов относительно курдской независимости, усилившихся в ходе так называемой арабской весны. Против передачи курдам Киркука категорически выступают арабы, туркмены, а также Турция, которая позиционирует себя как региональная держава и ведет борьбу с любыми проявлениями курдского национализма.


Присоединение этого города к автономии будет означать усиление экономической самостоятельности и территориальную самодостаточность Курдистана. Этого не может допустить Анкара, которая на протяжении длительного периода (с середины 20-х годов) вынуждена была мириться с потерей Мосульского вилайета.


Между тем Турция продолжает развивать отношения и с центральным правительством, и с автономным Курдским регионом, а турецкие компании и инвесторы начали довольно активно проникать в этот район. Одновременно Анкара заручилась поддержкой иракских курдов и добилась признания того, что права турецких курдов должны осуществляться исключительно в рамках единой Турции.


Политические противоречия между Багдадом и Эрбилем резко обострились после посещения в августе 2012 года Киркука министром иностранных дел Турции Ахметом Давутоглу. Событие освещалось как исторический визит - первый такого высокопоставленного турецкого чиновника за последние 75 лет. Иракский МИД выступил категорически против этой поездки в спорный город, охарактеризовав ее как нарушение суверенитета Ирака.


Иракский премьер-министр Нури аль-Малики указал, что турецкое вмешательство в дела его государства откроет двери перед другими правительствами и поставит всю страну в сложную ситуацию. При этом он заверил: власти Ирака не допустят продолжения подобной практики турецкого руководства.


Диверсификация партнеров России В условиях кризиса в отношениях между центральным правительством Ирака и курдской автономией Эрбиль активно продолжает курс на упрочение своей экономической самостоятельности.


В декабре 2012 года премьер курдского правительства заявил, что Иракский Курдистан является важной частью мировой энергетической карты и планов по развитию экспортных маршрутов в ближайшем будущем.


Подтверждением этого стало начало строительства нефтепровода в Турцию в обход федеральных властей и конституционных положений. Эти внутриполитические противоречия Ирака в настоящее время серьезно осложняют российско-иракское сотрудничество.


Руководство Курдистана попыталось оказать давление на правительство Нури аль-Малики, чтобы оно пересмотрело соглашение с Россией и Чехией о поставке вооружений в Ирак.


Связано это с серьезными опасениями курдов, что это оружие может быть направлено против автономии, которая, видимо, не исключает военного конфликта с Багдадом по поводу Киркука.


К этому добавляются существенные политические (продолжающееся этноконфессиональное противостояние) и правовые риски для иностранных компаний, связанные с тем, что правовое государство в Ираке так и не сложилось, а законы, регулирующие деятельность иностранного капитала и инвестиций, еще не до конца проработаны.


Официальный визит иракского премьера в Москву осенью 2012 года свидетельствует о постепенном укреплении экономических отношений между двумя странами. Серьезным прорывом стал заключенный контракт на поставку в Ирак российских вооружений и технологий на сумму, превышающую четыре миллиарда долларов (30 ударных вертолетов Ми-28Н, 42 зенитных ракетно-пушечных комплекса Панцирь-С1 ). Кроме этого, начались переговоры о приобретении истребителей МиГ-29М, тяжелых бронированных машин, радиолокационного и другого оборудования.


Это первый официальный контракт в данной области после свержения режима Саддама Хусейна, для которого Советский Союз был главным поставщиком оружия. Он знаменовал собой серьезный поворот во внешней политике Ирака, так как обозначил иракские приоритеты в этой важнейшей стратегической сфере, где Россия традиционно конкурирует с США.


В ходе своего официального визита Нури аль-Малики особо подчеркнул, что Россия всегда была одним из самых близких друзей Ирака и Багдад смотрит на Москву как на партнера, с которым его объединяют общие интересы и цели. Сейчас такой общей целью стала ситуация в Сирии, по поводу которой иракская сторона заняла твердую позицию. Премьер Ирака еще в ходе очередного саммита Лиги арабских государств (ЛАГ), проходившего в Багдаде в марте 2012 года, дал понять, что не заинтересован в смене режима Асада.


Несмотря на то, что в 2008-м Россия списала Ираку более 90 процентов государственного долга, компания ЛУКОЙЛ так и не получила обещанных ей преференций на разработку проекта Западная Курна-2. Сразу после визита премьера Ирака в Москву официальное приглашение посетить российскую столицу получил и президент Курдистана Масуд Барзани.


Зная негативную реакцию на это иракского правительства, можно предположить: Россия, опасаясь, что могут возникнуть сложности с утверждением оружейного контракта со стороны президента Ирака - курда Джаляля Талабани и из-за сепаратистских настроений курдов, взяла курс на диверсификацию экономических партнеров.


Такой официальный визит - первый в истории отношений с Курдистаном - состоялся 19-23 февраля 2013 года. А вскоре после визита первый заместитель гендиректора Газпром нефти Вадим Яковлев сообщил, что компания вошла в новый проект на условиях соглашения о разделе продукции в Курдской автономии с долей 80 процентов. Означает ли это, что дан зеленый свет другим российским нефтедобытчикам сделать выбор в пользу Курдистана?


Вопрос сложный: получая определенные дивиденды на севере Ирака, они рискуют потерять имеющиеся позиции в других районах Ирака (около 15 контрактов на разработку углеводородов) и с трудом восстановленное доверие центральной власти.


Для Москвы сейчас очень важны положительная динамика отношений с Багдадом в сфере военно-технического сотрудничества и схожие позиции по сирийскому конфликту. Более того, полная децентрализация Ирака совсем не выгодна России, так как ее последствия могут негативно сказаться на ситуации в Закавказье.


Социальные закладки:

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

апрель 2013
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30