Скачок цен на бензин сталкивает экономику в кризис

Скачок спровоцирован фискальным фетишизмом правительства, монополизмом и деградацией нефтегазового комплекса. В последнее время складывается всё более устойчивое и неотвратимое впечатление того, что в России бензин производится не из нефти, как это должно быть, а из чего-то другого.


По крайней мере, именно такой вывод можно сделать, если проанализировать динамику цен на нефтепродукты и ГСМ за последние несколько лет. Якобы, в силу роста цен на сырьё происходит увеличение производственных и транспортных издержек, что выливается в рост цен на ГСМ для населения и промышленных предприятий. С первого взгляда логика железная и придраться не к чему - под такие объяснения цены на бензин выросли за период 2000-2008гг. 3 раза (с 7 до 20 рублей).


Однако когда в 2008-2009г. 4 раза менее чем за полгода (с 147 до 37 долл. Bre t), каким-то удивительным образом цены на бензин не только не снизились, но даже продолжили своё восхождение к новым вершинам.


Скачкообразный рост цен на топливо на фоне падения цен на нефть К сожалению, аналогичные тенденции наблюдаются и сегодня, несмотря на то, что лучшие российские учёные и независимые экономисты на протяжении долгих лет объясняют правительственным чиновникам, что безудержный рост цен на ГСМ и топливо делает нерентабельным производство подавляющей части продукции на территории России, усиливает процессы деиндустриализации и структурной деградации экономики и душит остатки наукоёмкой промышленности высоких переделов.


Не говоря уже о том, что удорожание ГСМ разгоняет маховик инфляции издержек по всему спектру производимых и импортируемых товаров, стимулирует падение уровня жизни россиян и усиливает социальную нестабильность. Однако воз и ныне там, даже несмотря на заметные изменения в риторике правящих властей и постоянные заверения властей в социальной ответственности государства. Весьма показательно, что за период с первого полугодия 2012г.


Urals не только не выросли, но даже умудрились снизиться на 5,8% - с 113 до 106,5 долл. Что нисколько не помешало розничным ценам на автомобильный бензин вырасти на 8,1%, а дизельному топливу подорожать на 12,3%. По состоянию на 22 июля 2013г. России составили 29,25 рублей за литр, а на дизельное топливо 30,97 рублей. Другими словами, по отношению к себестоимости производства и ценам на нефтяное сырьё отпускные цены на бензин в первом полугодии 2013г.


13,9%, а дизельное топливо, на котором держится практически всё российское сельское хозяйство и АПК, подскочило в цене на 18,1% в годовом выражении.


Если бы в России действительно работали механизмы рыночного ценообразования, не искажённые монополизмом, ценовыми сговорами, завышением цен и ростом тарифов естественных монополий, то цены на ГСМ должны были бы либо остаться на уровне прошлого года, либо и вовсе сократиться на 2-3%. Однако они умудряются расти даже на фоне заметного снижения цен на углеводородное сырьё.


Более того, аналогичные тенденции наблюдались годом ранее - в первом полугодии 2012г. Urals выросли на незначительные 3,6% (до 112 долл.) АЗС подскочили на 9,7 и 14,9% соответственно. В целом же, по итогам 2012г. 7,6%, притом что средняя цена не нефтяную смесь Urals выросла на едва заметные 1% (с 109,3 до 110,5 долл. При этом основной вклад в удорожание ГСМ вносят производители нефтепродуктов - по итогам первого полугодия 2013г. НПЗ) на бензин выросли на 15,5%, а на дизельное топливо на 7,2%.


Годом ранее, в аналогичном периоде 2012г, НПЗ понизили отпускные цены на бензин на 2,3%, а на дизельное топливо подняли аж на 16,3%. Другими словами, если удорожание мазута для конечных потребителей (промышленных предприятий, АПК, сельского хозяйства, населения и т.д


НПЗ, то 22% скачок цен на бензин на АЗС за последние полтора года не удаётся списать на 13% рост цен со стороны НПЗ. Неудивительно, что даже по оценкам Росстата в июне 2013г. России в 2-2,8 раз превышали цены производителей, тогда как в июне 2012г. 2-2,2 раз.


При этом ценовые пропорции на рынке нефтепродуктов практически не изменились - соотношение цен на нефть на внутреннем и внешнем рынках снизилось с 41,2% в июне 2011г. 40,2% в июне текущего года.


Весьма показательно, что стремительный и набирающий обороты роста цен на ГСМ и моторное топливо на внутреннем рынке России практически никоим образом не связан с дефицитом нефтепродуктов. Так, по итогам первого полугодия текущего года производство автомобильного бензина всех марок увеличилось на 3,9% (до 15,7 млн. Даже скачкообразный рост экспорта бензина на 36,3% (до 1,82 млн. 455,8 тыс.


13,1 тыс. Аналогичная ситуация наблюдается с дизельным топливом - производство выросло на 3,5% (до 28,8 млн. Неудивительно, что запасы дизельного топлива по итогам первого полугодия 2013г. 318,2 тыс. 39,6 тыс. Крайне высока вероятность того, что во второй половине текущего года темпы роста цен на автомобильный бензин и дизельное топливо ускорятся и по итогам всего 2013г.


11% и 15% соответственно (по состоянию на середину июля годовой прирост составляет 8,1 и 12,3% соответственно. В результате чего цены на автомобильный бензин марки АИ-95 и выше превысят планку в 32 рубля за литр, а дизельное топливо подорожает до 31,5 рубля за литр.


Совершенно очевидно, что удорожание ГСМ крайне негативно скажется не только на общих темпах роста потребительских цен в России, которые уже сегодня даже по официальным и крайне далёким от реальности оценкам Росстата превышают 7,2% про тив 5,5 %, заложенных в федеральном бюджете и 6%, обещанных Правительством.


Скачок цен на ГСМ, обусловленный технологической отсталость российского нефтегазового комплекса, произволом нефтяных компаний, монополизировавших рынок нефтепродуктов, и удушающей фискальной политикой государства, которая обеспечивает 55% в розничной цене на бензин, сталкивает российскую экономику в кризисное состояние и подавляют производственную и инвестиционную активность.


Напомним, что по итогам первого полугодия 2013г.


Для сравнения, в США в Калифорнии, в самом богатом и экономически развитом штате США, на территории которого находится Силиконовая долина и размещены штаб-квартиры крупнейших информационных гигантов и наукоёмких производств, где традиционно фиксируются самые высокие цены на топливные ресурсы, средние цены на автомобильный бензин не превышают 4-4,1 долл. Так, в Лос-Анджелесе цены на автомобильный бензин составляют 4,04 долл.,


Вентуре - 4,08, а в хорошо известной старшему поколению по одноимённому сериалу Санта-Барбаре цены на бензин не превышают 4,16 долл.


В пересчёте на российские рубли и с учётом того, что один галлон эквивалентен 3,78 литрам, получается, что даже в самых богатых и экономически развитых американских штатах с развитыми технологиями ресурсосбережения и высокой энергоэффективностью, цены на бензин марки Regular не превышают 36,5-37 рублей за литр. То есть на 3-9 рублей ниже, чем в целом ряде регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока.


И это притом что США вплоть до недавнего времени являлись крупнейшим импортёром нефти в мире (5,98 млн. Россия является крупнейшим экспортёром чёрного золота (практически 5 млн баррелей в сутки). В целом же по США по состоянию на 22 июля текущего года средние цены на автомобильное топливо в США марки Regular (аналог российского АИ-95) не превышали 3,68 долл. 0,97 долл.


31,6 рублей в эквиваленте российской валюты. Как известно, реальная покупательная способность российского рубля гораздо выше, чем отражаемая на валютном рынке стоимость рубля по отношению к американскому доллару - 17-18 рублей за доллар вместо 32,5 рублей. Другими словами, на один доллар США в пересчёте на российские рубли по текущему обменному курсу России можно купить в два раза больше товаров и услуг, чем в США.


Если пересчитать цены на автомобильный бензин (как и на все ГСМ и прочие товары) с учётом покупательной способности российского рубля и американского доллара, то окажется, что цены на бензин в среднем по России более чем в два раза превышают средний уровень по США - 2,1 долл. 1 долл.


Техническая отсталость, произвол нефтяных гигантов, монополизм и фискальное бремя государства разгоняют цены на топливо Совершенно не понятно, каким образом в России топливо и ГСМ умудряются стремительно и безостановочно дорожать в условиях, когда снижаются цены на углеводородное сырьё, из которых они производятся.


На самом деле причина безостановочного роста цен на топливо, которое блокирует экономический рост, усиливает депрессивное состояние в промышленном комплексе и провоцирует удорожание всех остальных товаров и услуг, раскручивая маховик инфляции, в экспертной и научной среде известна давно.


Одна из основных причин состоит в крайне высокой степени монополизированности рынка нефтепродуктов - крупнейшие вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) с завидным постоянством злоупотребляют своим доминирующим положением и вступают в ценовые сговоры и картельные соглашения.


В современных условиях им гораздо проще и выгодней завысить цены и выплатить ФАС штраф в размере нескольких миллиардов рублей, чем вступить в честную конкурентную борьбу за потребителя.


Применяемые в настоящий момент размеры штрафов по отношению к нефтегазовым гигантам со стороны ФАС не являются критическими и в большинстве случаев нефтяным компаниям (в том числе принадлежащих государству и именуемых национальным достоянием ) гораздо выгодней согласиться пойти на ценовой сговор, установить монопольно высокие цены на топливо и изъять свою монополистическую ренту, чем отказаться от этой затеи под угрозой штрафа.


Напомним, что в настоящий момент крупнейшей по размеру санкцией является требование ФАС к Роснефти выплатить 5,28 млрд. Однако благодаря лоббистским возможностям и административному ресурсу крупнейшей российской нефтегазовой компании удалось заставить ФАС пойти на заключение мирового соглашения и снизить сумму штрафа в 2,5 раза - с 5,28 до 2 млрд. Всего же за период 2008-2010гг. ФАС оштрафовала нефтяных гигантов на 26 млрд. ВИНК.


За счёт завышения цен на бензин хотя бы на 1 рубль, российские нефтегазовые компании в одном только 2012г. 30-32 млрд. Совершенно очевидно, что игра стоит свеч и потенциальные прибыли в разы превышают потенциальные убытки.


Хуже того, в структуре производства нефтепродуктов Ещё одна проблема - крайне низкие показатели выхода светлых сортов нефтепродуктов (бензина, авиационного керосина, дизельного топлива и т.д Современные НПЗ, оснащённые оборудованием для глубокой переработки нефти, добиваются очень высокого выхода светлых нефтепродуктов даже из тяжёлой нефти. Это становится возможным за счёт применения так называемых деструктивных процессов, в первую очередь каталитического крекинга и гидрокрекинга.


Так, в России на долю бензина приходится лишь 15-17% всех производимых нефтепродуктов, 3,5-4% - на реактивное топливо. Тогда как на долю тяжёлых фракций приходится подавляющая часть производимой НПЗ продукции - мазут обеспечивает 29-30% нефтепереработки, а дизельное топливо порядка 29-29,5%. Оставшееся приходится на прочие виды нефтепродуктов, а также потери при производстве. По экспертным оценкам, наличие на НПЗ технологий прямой перегонки нефти и установок, повышающих качество прямогонных фракций, позволяют получить глубину не более 60%.


Наличие технологий переработки вакуумного газойля повышает глубину переработки сырья до 75 - 80%. И лишь только переработка гудрона и тяжелых остатков вторичных процессов позволяет НПЗ перейти рубеж в 85 - 90%. Модернизация отечественных НПЗ при сегодняшнем уровне развития технологических процессов потребует колоссальных затрат - речь идёт о 1,5-2 трлн.


В результате чего в стране наблюдается крайне высокая степени морального и физического износа основных фондов на НПЗ - по официальным данным Росстата он достигает 55%, тогда как по экспертным оценкам уже давно превысил отметку в 70-75%, вплотную приблизившись к критическому порогу. Стоит сказать, что в настоящий момент в России работает 27 крупных НПЗ (мощностью от 3 до 19 млн. 200 мини-НПЗ. Установленная мощность всех НПЗ составляет порядка 270-275 млн.


Притом что на долю заводов, введённых в эксплуатацию более 60 лет назад, приходится свыше 52,6% всех НПЗ, 22,3 - введены в эксплуатацию 50-60 лет назад, 22,3% - 30-50 лет назад, а 2,8% - менее 30 лет назад. Кроме того, на российских НПЗ около половины всех печных агрегатов имеют КПД 50 - 60% при среднем показателе на зарубежных заводах - 90%.


Наряду с этим значение пресловутого индекса Нельсона для основной массы российских НПЗ заметно ниже среднего значения этого показателя в среднем по миру - 4,4 про тив 6,8. Половина цены на топливо - в карман государству и в гробовую заначку Однако основной причиной, обеспечивающей с одной стороны стремительное удорожание нефтепродуктов, а с другой стороны столь высокие цены на топливо, является само государство.


А точнее сказать проводимая им налоговая политика. По оценкам РАН и независимых экспертов, в структуре розничной цены на бензин на АЗС в России как минимум 52-55% приходится на разного рода платежи в бюджетную систему.


Приблизительно 15,2% приходится на НДС, 15,5-16% - на акцизы, 15-17% - на НДПИ, 6,5% - прочие налоги (на прибыль организаций, фонд оплаты труда, имущество и т.д Так, 6,2% оседает в карманах АЗС в виде торговых прибылей и маржи, 10% приходится на прибыль нефтяных компаний, 16,5% - расходы на транспортировку и маркетинг, 1,3-1,5% - расходы на переработку, тогда как на себестоимость добычи нефти приходится не более 6,5-7% от розничной цены на автомобильный бензин.


Аналогичная ситуация наблюдается в розничной торговле дизельным топливом - в структуре розничной цены на солярку как минимум 50-52% также приходится на платежи в пользу бюджетной системы. Уже сегодня государство при наличии желания и политической воли могло бы, как минимум, в два раза снизить цены на автомобильный бензин, дизельное топливо и прочие СГМ.


Если бы российские чиновники ставили национальные интересы и интересы отечественной несырьевой промышленности и населения выше внутриведомственных амбиций Минфина отчитаться и политики накопления резервных фондов, то сегодня цены на бензин внутри России на АЗС не превышали бы 15-16 рублей за литр вместо 30-32 рублей, которые мы имеем по факту. Даже в ситуации, когда у Минфина без дела в нефтегазовой кубышке (т.е Резервном Фонде и ФНБ - 5,6 трлн.


1 трлн. 6,6 трлн. Если под энергоэффективностью и ресурсосберегающими технологиями понимать загнивание отечественной обрабатывающей промышленности, упадок несырьевых производств и структурно-технологическую деградацию, то Правительстве блестяще справляется с поставленными задачами, превращая Россию в сырьевую колонию, финансовый резервуар и рынок сбыта для продукции транснациональных корпораций.


Весьма показательно, что подобного рода фискальный фетишизм и неудержимое рвение Минфина любой ценой и во чтобы то ни стало наполнить бюджет наблюдаются в России далеко не первый год.


Другими словами, правительство США всеми силами старается снизить бремя на американский нефтеперерабатывающий комплекс с тем, чтобы снизить цены на ГСМ, сократить расходы домашних хозяйства, не допустить раскрутки маховика инфляции и сдержать рост издержек в промышленном секторе и энергетике. В России же ситуация строго противоположная.


Социальные закладки:

Комментарии к этой заметке больше не принимаются.


Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

август 2013
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31