Минску перекрыли нефть, Москве ndash; бензин

После ареста в Минске главы Уралкалия Владислава Баумгертнера события новой торговой войны между Минском и Москвой развиваются по спирали. На минувшей неделе стороны обменялись ударами уже в энергетической сфере. Как мы помним, в последних числах августа, после ареста белорусскими властями гендиректора Уралкалия компания Транснефть неожиданно сообщила, что в сентябре сократит поставки нефти на Мозырский и Новополоцкий НПЗ на 400 тыс.


Дружба. Сложно сказать, на что в этих условиях рассчитывал белорусский вице-премьер Владимир Семашко, который 5 сентября отправился в Москву на переговоры по поставкам нефти к тому самому Аркадию Дворковичу. Впрочем, тут нужно напомнить предысторию. В конце прошлого года Минск просил у Москвы на 2013 год 23 миллиона тонн нефти.


Более того, разгневанные белорусской аферой с растворителями и разбавителями россияне даже не стали подписывать топливно-энергетический баланс Союзного государства (т. 2013 год. При этом российская сторона увязывала решение вопроса о поставках нефти в Беларусь с ходом реализации пяти совместных проектов в промышленной сфере. Тем не менее, на протяжении трех кварталов ситуация с поставками нефти была благоприятна для наших переработчиков.


Каждый квартал баланс подписывался из расчета 5,75 млн т - то есть тех самых 23 млн т, которые Беларусь просила у России. И теперь, на фоне калийного скандала, у белорусской стороны хватило наглости предложить России подписать в сентябре топливно-энергетический баланс не только на IV квартал 2013-го (на 5,75 млн т), но и на весь 2014 год (причем уже на 24 млн т). Но пословица наглость - второе счастье себя не оправдала.


Аркадий Дворкович в довольно жесткой форме заявил, что российская сторона поставит в Беларусь в 2013 году 18,5 млн т нефти (как и обещала еще год назад), исходя из этого и будет согласовываться баланс на IV квартал. То есть в октябре-декабре мы получим не 5,75 млн т, а всего 1,25 млн тонн сырой нефти. Беларусь на это отреагировала быстрее, чем Семашко успел улететь из Москвы.


По мнению коммерческого директора ООО Новотэк-Трейдинг Дмитрия Гусева, белорусы решили придержать поставки топлива на российский рынок до разрешения ситуации с Россией. Видимо, они создают резервы топлива внутри страны на случай ограничения поставок нефти, - цитирует Гусева РБК daily.


Условия российско-белорусского нефтяного баланса подразумевают, что российская нефть поступает на белорусские НПЗ, а готовая продукция возвращается на российский же внутренний рынок. За этот год поставки потенциально могли составить около 3,3 млн т нефтепродуктов. Однако за первое полугодие поставки белорусского бензина в Россию хотя и увеличились, но все же составили только 484 тыс. Россию - 522 тыс. При этом за весь 2012 год поставки из Беларуси составили 225 тыс.


458 тыс. Однако расследование ситуации показало, что белорусская сторона выставляла свой бензин и дизтопливо на торги, но спросом они не пользовались из-за слишком высокой цены. Дело в том, что у Беларуси есть обязательство по поставке топлива в Россию, но нет обязательств по цене и регулярности поставок. Этот очевидный просчет российских переговорщиков привел к тому, что вслед за нашими НПЗ ценники на топливо подняли и российские заводы.


Как результат, в июле цены на российских биржевых площадках взлетели на 20%, что едва не привело к очередному бензиновому кризису. Для справки: в прошлом году Беларусь получила из России 21,34 млн т нефти на $8,4 млрд. За I полугодие 2013 года было поставлено 11,25 млн т нефти на $4,29 млрд. То есть Беларусь покупала нефть по средней цене $380 за тонну, что на 5,3% меньше, чем в 2012-м.


С начала года наши НПЗ продали на Санкт-Петербургской бирже более 7,5 тыс. 8,6 тыс. 21,6 тыс. Аи-95 и 177,3 тыс. Аи-92. В денежном выражении объем торгов составил 6,5 млрд российских рублей. В свою очередь, старший управляющий директор Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи Антон Карпов сообщил Агентству нефтяной информации (АНИ), что отсутствие белорусского бензина на бирже не является уникальной ситуацией и как единичный фактор не должно привести к росту цен.


Зависит от того, сколько бензина российского производства будет продаваться. Здесь всегда действует совокупность факторов, - подчеркнул он. Между тем, еще весной продажи белорусского бензина на бирже составляли до 20%. На самом деле поставки белорусского бензина стали очень важны для России после того, как с января этого года к продаже на территории РФ было запрещено топливо стандарта Евро-2.


Российские заводы могут производить много бензина Евро-3, но вот уже Евро-4 и Евро-5 на 80-90% приходится завозить из Беларуси. По крайней мере, пока наши нефтезаводы не пройдут модернизацию, - сказал БДГ Сергей Скворченко, эксперт Национальной ассоциации энергетиков России. Поставки нефтепродуктов с белорусских НПЗ должны были стать гарантией, что бензиновый кризис весны 2011 года не повторится.


Но теперь тот факт, что поставки белорусского бензина остановлены, может заметно сказаться на внутрироссийском рынке, приведя к дефициту качественного топлива. Учитывая, что начинается зимний сезон, остается надеяться, что конфликт не продлится слишком долго.


Между тем, спор из-за поставок российской нефти и белорусского бензина - лишь одна грань нынешней калийной войны. Кроме ограничения поставок нефти, Россия грозит разбирательством с качеством белорусского молока и молочных продуктов, расследованием поставок из Беларуси товаров из третьих стран под видом белорусских, поиском виновных в растворительно-разбавительных схемах вывоза нефтепродуктов и отказом в новой кредитной линии АКФ ЕврАзЭС. Впрочем, весь нынешний конфликт может разрешиться одним махом и к обоюдному удовлетворению сторон.


В случае, если Владимир Путин лично встретится с Александром Лукашенко.


Социальные закладки:

Комментарии к этой заметке больше не принимаются.


Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

сентябрь 2013
пн вт ср чт пт сб вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30