Нефть в мире дешевеет, а бензин в Казахстане дорожает

Когда нефть на мировых рынках дешевеет, предельные розничные цены на бензин в Казахстане растут. Это противоречит логике. Вот факт. При этом АРЕМ ссылается на рост котировок на нефть марки Bre t со $109 за баррель в августе до $113,68 за баррель в сентябре.


Уже на следующий день, 5 октября, премьер-министр РК Серик Ахметов попытался объяснить повышение предельных розничных цен низкой доходностью розничной торговли. Одновременно он призвал к соблюдению рыночных механизмов. В частности, он напрямую увязал колебания цен на авиакеросин с ценой билетов.


Отметился и министр нефти и газа РК Узакбай Карабалин, который объяснил рост цен на бензин ремонтом на российских заводах, экспортирующих топливо в Казахстан. Немного спустя специалисты ОО Казпотребнадзор назвали аргументы АРЕМ некорректными. Диапазон колебания цен на нефть, которым оперирует уполномоченный орган, является незначительным. К примеру, средняя цена на нефть с 30 сентября по 5 октября составила $107,97. Вместо этого контролирующий орган приводит едва ли не максимальную цену в течение последнего месяца, заметили специалисты.


Кроме того, специалисты Казпотребнадзора подвергли сомнению информацию У. Карабалина о плановой остановке Омского и Уфимского НПЗ в октябре. Жить можно, но печально На первый взгляд, жить можно. Так, согласно Рейтингу стран Европы по ценам на бензин, подготовленному экспертами РИА Рейтинг, Казахстан занимает лишь 31-е место из 32 стран. Согласно исследованию, в Норвегии самый дорогой бензин (соответственно 78,5 рублей за 1 литр бензина с октановым числом 95.


Ну, и далее: в Италии - 74,1, Нидерландах - 73,8, Греции - 71,8, Дании - 71,2 рубля за 1 литр. Из стран СНГ наиболее дорогой бензин в Украине (43,9) и России (31). В Казахстане соответственно 30,2 рубля за литр, и дешевле казахстанского только белорусский бензин (29). Но есть нюансы, которые печалят. Так, по данным экспертов РИА Рейтинг, на среднюю чистую зарплату житель Казахстана может приобрести 650 литров бензина. Много это или мало?


Судите сами. Вместе с тем, из-за высоких (относительно средней зарплаты) цен на бензин, между Казахстаном и Италией (1524 литра), Австрией (1611 литров), Данией (1620 литров), Швецией (1688 литров), Великобританией (1776 литров), Норвегией (2188 литров) и Люксембургом (2344 литра) расстояние космического масштаба. Значит, дело не в цене бензина. Ведь в Норвегии он самый дорогой, но при этом и доступный. Речь идет о способности населения его больше покупать.


Вопрос, конечно, риторический Теперь о зависимости предельных розничных цен на бензин внутри Казахстана от мировых цен на сырую нефть. Именно на эту причину зачастую ссылаются власти. В частности, АРЕМ обосновал рост предельных розничных цен ростом котировок на нефть марки Bre t со $109 за баррель в августе до $113,68 за баррель в сентябре. Но ведь все в нашем мире относительно. Особенно цены, и особенно на мировых рынках.


Так вот, до 20 октября стоимость нефти Bre t держалась на уровне выше $110 за баррель. А 20 октября - $109,94. Получается, что специалисты АРЕМ что-то там напутали, в то время как цены на сырую нефть лишь гуляют в определенном ценовом коридоре. И только. И под шумок предельные розничные цены на бензин в Казахстане хотят повысить. Вывод очевиден: реальных предпосылок, чтобы цены на сырую нефть росли до конца 2013 года, просто нет.


Кстати, прогнозы об этом и говорят. Если следовать той самой логике, которой придерживаются в АРЕМ, то в случае осуществления прогнозов агентству придется снизить предельные розничные цены до нынешнего уровня. В это сложно вообще поверить. Ну, и самое интересное. В 2008 году бензин стоил Т63 и при мировой конъюнктуре - свыше $140 за баррель. Тогда АЗС спокойно работали, и маржи им вполне хватало. В 2011 году бензин стоил 106 тг при мировой конъюнктуре свыше $120.


И тогда на рынке все было спокойно. Вопрос, почему сейчас при более низкой цене на сырую нефть власти хотят поднять предельные розничные цены на бензин, по всей видимости, останется риторическим. Что там АРЕМ говорил? Да, отечественный бензиновый рынок сильно зависит от поставок высокооктанового бензина из России. Кстати, министр нефти и газа РК У.


Карабалин, когда говорил о возможном дефиците топлива, ссылаясь на остановку российских НПЗ, душой уж точно не кривил. Так исторически сложилось. Но мне вообще сложно понять, почему ничего в плане топливной безопасности не делается. Между тем, разговоры о необходимости модернизации трех отечественных НПЗ, строительства четвертого завода, ввоза бензина из Китая никаких эмоций не вызывают. Разговоры - разговорами, а зависимость от российского бензина растет.


Так, к примеру, в 2010 году Казахстан импортировал более 800 тыс. 2012 году - свыше 1 млн тонн, в 2013 году, как отметил У. Карабалин, ожидается 800-900 тыс. Такая зависимость по сути своей ущербна. Она свидетельствует о неспособности властей решить бензиновую проблему. Теперь рассмотрим заявление У. Карабалина на предмет корректности. На Уфимском НПЗ ремонт начали. Об этом в Астане сообщил президент Башкортостана Рустэм Хамитов. При этом он добавил, что сей факт не скажется на объемах поставок бензина в Казахстан.


Что же касается Омского НПЗ, то там, если верить российским источникам, ничего не происходит. Эксперты Казпотребнадзора предлагают создать государственный стратегический запас ГСМ по примеру США и включить налог на транспорт в цену бензина. Предложения, надо заметить, здравые и полезные для рынка. Но властям они вообще не нужны. Их и так все устраивает. Значит, конкретные меры они, госорганы, не принимают, и монополисты, скорее всего, отделываются легким испугом. И последнее.


Статьи по теме:

  1. Ответы на вызовы. Академик РАН Александр Некипелов

    Как обозначить переживаемый экономикой период? Какие меры необходимы, чтобы вывести народное хозяйство на устойчивый социально-экономический рост? Какова роль сырьевого сектора, законодательного закрепления прав собственности, нашей производительности труда и других факторов в обеспечении модернизации страны?

  2. Госдума одобрила резкое повышение цен на бензин

    Госдума во вторник приняла во втором чтении законопроект о так называемом "налоговом маневре" в нефтяной отрасли и повышении акцизов на топливо. Одним из последствий нового закона станет значительное повышение в России розничных цен на бензин.

  3. Академик РАН: сырьевое проклятие России

    У читателей Файла-РФ есть возможность взглянуть на отечественную экономику глазами известного учёного. Ключевым фактором сегодняшнего развития являются темпы экономического роста. Вообще, кажется, что быстро двигаться лучше, чем медленно. С другой стороны, возникает версия, что, может быть, надо двигаться медленно, но очень качественно.

Социальные закладки:

Комментарии к этой заметке больше не принимаются.


Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

ноябрь 2013
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30