Фирташ опять может сделать деньги на газовом противостоянии

Чем ближе зима, тем больше спорных вопросов возникает между Россией и соседями в части поставок углеводородов. Некоторые крупные игроки на постсоветском пространстве уже научились этим пользоваться. Очередная газовая война, к примеру, не нужна ни Украине, ни России, ни Газпрому. И если она все-таки будет развязана, то победителем в ней может стать украинский бизнесмен Дмитрий Фирташ.Ф


В конце октября выяснилось, что украинский госхолдинг Нафтогаз не погасил долг за август, равный, по оценкам председателя правления Газпрома Алексея Миллера, $882 млн. Жесткое заявление по этому поводу сделал и российский премьер-министр Дмитрий Медведев: Проблемы с оплатой есть, и они вполне критичные.


Кассовый разрыв Позицию украинской стороны при этом можно описать буквально в двух словах: Нет денег. Нафтогаз в данном случае не играет в некие сомнительные игры, он действительно находится в сложном финансовом положении.


В совокупности эти проблемы могут привести даже к банкротству Нафтогаза, что поставит в очень сложное положение всех игроков, кроме, конечно, претендентов на его активы. В цифрах это выглядит так. Украинские энергетики - а это якорные потребители Нафтогаза - должны компании $2,2 млрд.


Если они так и не выполнят свои обязательства, то Газпром, помимо требования по оплате уже поставленного газа, может активировать пункт в контракте бери или плати, в соответствии с которым украинская сторона штрафуется за недобор газа. Чек может составить $10 млрд, и такую нагрузку Нафтогаз едва ли потянет. Для Дмитрия Фирташа банкротство Нафтогаза было бы идеальным вариантом. Во-первых, он в этой ситуации становится главным игроком на украинской трубе.


Секретарь комитета Верховной рады по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Каплин направил депутатский запрос на имя Виктора Януковича, в котором просит президента Украины разобраться в этой ситуации. Впрочем, и разбираться было бы не в чем, если бы отдельные менеджеры Нафтогаза не подыгрывали Фирташу. Суть его претензий, признанных судом, состоит в том, что госхолдинг якобы не исполнил обязательства по поставке 4,8 млрд кубометров газа стоимостью около $2 млрд Укргазэнерго еще в 2007 году.


Отбить претензии было бы легко, если бы Нафтогаз предоставил документы, подтверждающие поставку газа, в первую очередь акты сдачи-приемки. И ведь такие акты существовали. Тогда господин Кисель, отбиваясь от претензий в непрозрачной манере ведения дел с Нафтогазом, демонстрировал на камеру те самые акты сдачи-приемки. Они как минимум существовали. Понятно, почему их утрата могла быть выгодной для Укргазэнерго. Но неясно, почему их не принес в суд Нафтогаз, хотя он предоставил, например, накладные, которые не могли появиться на свет без наличия пресловутых актов.


Складывается впечатление, что госхолдинг играл в суде в поддавки. В девяностых и в первой половине нулевых, к примеру, действовали выгодные для украинской стороны схемы, по которым наш сосед получал плату за транзит газа газом же - и тут было где разгуляться. Газ ведь можно продать хоть украинским потребителям, хоть европейским - даже и самому Газпрому.


До конца девяностых на этом рынке процветали бартерные схемы, активнейшим участником которых была компания Итера Игоря Макарова. Фирташ был одним из многих его партнеров. В частности, они торговали товарами венгерского производства через кипрскую Highrock Holdi gs и израильскую Highrock Properties. В одну из этих фирм, кстати, была трудоустроена супруга авторитетного бизнесмена Семена Могилевича, который провел некоторое время в российском СИЗО по обвинению в уклонении от уплаты налогов.


Как уже рассказывала Новая газета (см. 38 за 2013 год), в материалах WikiLeaks, представляющих собой утечки из Госдепартамента США, говорилось, что Фирташ признался одному высокопоставленному американскому дипломату, что ему приходилось и он получал разрешение от Могилевича, когда регистрировал различные бизнесы, но отрицал близкие отношения с ним. В публичном пространстве Фирташ объяснял свой успех проще: Я оказался в нужном месте в нужное время.


Время - начало нулевых, место - венгерский поселок Чабды, где был зарегистрирован посредник Eural Tra s Gas (ETG), получивший право на экспорт туркменского газа с участием Газпрома и Нафтогаза. После оранжевой революции посредник сменился на швейцарскую компанию Rosukre ergo, половина в которой принадлежала опять же Фирташу.


RUE не только закупала газ для украинских нужд, но и экспортировала его в ЕС. Стоило ли затевать масштабные газовые войны, чтобы обеспечить сверхприбыль Фирташу? Тем более что некоторые схемы с участием RUE позволяли ей экономить на налогах, а российский бюджет в то же время, по оценкам экспертов, недосчитался примерно миллиарда долларов. Однако в 2009 году после очередной войны Газпром и Нафтогаз заключили прямой договор.


Фирташ был выброшен из их взаимоотношений как посредник, но, очевидно, решил вернуться в качестве партнера. Спорный партнер Деньги, вырученные из воздуха, а точнее, из российского газа, бизнесмен вложил в скупку региональных газовых компаний и активов в химической промышленности Украины. Помогли здесь и отлаженные связи в России. Например, для развития своего бизнеса Фирташу удалось получить кредит на $2 млрд в Газпромбанке.


Правда, эта история может ему выйти боком. Украинские парламентарии утверждают, что предпринимателю пришлось заложить в том числе предприятия, считающиеся в Украине стратегическими. Некоторые из них, впрочем, и без этого чувствуют себя не слишком хорошо.


Есть данные и о проблемах подконтрольного Фирташу банка Надра : в 2008 году он получил от Нацбанка Украины стабилизационный кредит, в 2011 году не смог его вернуть, срок финансирования продлили, но недавно Нацбанк потребовал досрочного погашения. Зато посреднический и торговый бизнес Фирташа набирает обороты.


Кроме того, Фирташ продает топливо преимущественно платежеспособным крупным компаниям, в то время как Нафтогаз работает с предприятиями в сфере ЖКХ, неплатежи которых только наращивают его долг. Для России же такой поворот событий не на руку.


Социальные закладки:

РФ по добыче нефти вышла на уровень 1984 года

Агентство Reuters, ссылаясь на Минэнерго России, сообщило о выходе страны по добыче нефти на показатели 80-ых годов по итогам октября. При этом наращивание объемов нефтедобычи продолжается. На протяжении октября в среднем ежедневная добыча достигла 10,59 миллионов баррелей.


А вот с природным газом картина разнится деталями, но в целом похожа: хотя выйти на исторические объемы извлечения его из недр все еще не выходит, месячное увеличение такой добычи составило 14%. Данная цифра по любым меркам является просто огромной. Для современной России был только один этап сокращения выкачивания углеводородов: это было с 1990 года по год 1996. Далее мировые цены на ресурсы стали серьезно и безостановочно расти, что вынудило вышки качать нефть интенсивнее.


Т.к. Еще один важный момент для России - это показать, что для Южного потока будет достаточно газа, стимулируя партнеров к активности и смелым совместным действиям. Хотя сводить задачу только к большим объемам все в этом аспекте нельзя. Важнее отметить другое: энергоносители в мире сегодня стоят крайне дорого, а добыча, как мы уже отметили, в России на крайне высоком уровне.


И в такие моменты опасность текущей экономической стагнации ощущается особо остро: пока все условия для России благоприятны, позитивного эффекта достичь не удается. А если завтра внешние или внутренние факторы изменятся? Как страна будет отвечать на эти вызовы? Как выдержит все это ее экономика? Рост нефте- и газо- добычи сегодня - это пример проедания своего потенциала.


Социальные закладки:

Нефть в мире дешевеет, а бензин в Казахстане дорожает

Когда нефть на мировых рынках дешевеет, предельные розничные цены на бензин в Казахстане растут. Это противоречит логике. Вот факт. При этом АРЕМ ссылается на рост котировок на нефть марки Bre t со $109 за баррель в августе до $113,68 за баррель в сентябре.


Уже на следующий день, 5 октября, премьер-министр РК Серик Ахметов попытался объяснить повышение предельных розничных цен низкой доходностью розничной торговли. Одновременно он призвал к соблюдению рыночных механизмов. В частности, он напрямую увязал колебания цен на авиакеросин с ценой билетов.


Отметился и министр нефти и газа РК Узакбай Карабалин, который объяснил рост цен на бензин ремонтом на российских заводах, экспортирующих топливо в Казахстан. Немного спустя специалисты ОО Казпотребнадзор назвали аргументы АРЕМ некорректными. Диапазон колебания цен на нефть, которым оперирует уполномоченный орган, является незначительным. К примеру, средняя цена на нефть с 30 сентября по 5 октября составила $107,97. Вместо этого контролирующий орган приводит едва ли не максимальную цену в течение последнего месяца, заметили специалисты.


Кроме того, специалисты Казпотребнадзора подвергли сомнению информацию У. Карабалина о плановой остановке Омского и Уфимского НПЗ в октябре. Жить можно, но печально На первый взгляд, жить можно. Так, согласно Рейтингу стран Европы по ценам на бензин, подготовленному экспертами РИА Рейтинг, Казахстан занимает лишь 31-е место из 32 стран. Согласно исследованию, в Норвегии самый дорогой бензин (соответственно 78,5 рублей за 1 литр бензина с октановым числом 95.


Ну, и далее: в Италии - 74,1, Нидерландах - 73,8, Греции - 71,8, Дании - 71,2 рубля за 1 литр. Из стран СНГ наиболее дорогой бензин в Украине (43,9) и России (31). В Казахстане соответственно 30,2 рубля за литр, и дешевле казахстанского только белорусский бензин (29). Но есть нюансы, которые печалят. Так, по данным экспертов РИА Рейтинг, на среднюю чистую зарплату житель Казахстана может приобрести 650 литров бензина. Много это или мало?


Судите сами. Вместе с тем, из-за высоких (относительно средней зарплаты) цен на бензин, между Казахстаном и Италией (1524 литра), Австрией (1611 литров), Данией (1620 литров), Швецией (1688 литров), Великобританией (1776 литров), Норвегией (2188 литров) и Люксембургом (2344 литра) расстояние космического масштаба. Значит, дело не в цене бензина. Ведь в Норвегии он самый дорогой, но при этом и доступный. Речь идет о способности населения его больше покупать.


Вопрос, конечно, риторический Теперь о зависимости предельных розничных цен на бензин внутри Казахстана от мировых цен на сырую нефть. Именно на эту причину зачастую ссылаются власти. В частности, АРЕМ обосновал рост предельных розничных цен ростом котировок на нефть марки Bre t со $109 за баррель в августе до $113,68 за баррель в сентябре. Но ведь все в нашем мире относительно. Особенно цены, и особенно на мировых рынках.


Так вот, до 20 октября стоимость нефти Bre t держалась на уровне выше $110 за баррель. А 20 октября - $109,94. Получается, что специалисты АРЕМ что-то там напутали, в то время как цены на сырую нефть лишь гуляют в определенном ценовом коридоре. И только. И под шумок предельные розничные цены на бензин в Казахстане хотят повысить. Вывод очевиден: реальных предпосылок, чтобы цены на сырую нефть росли до конца 2013 года, просто нет.


Кстати, прогнозы об этом и говорят. Если следовать той самой логике, которой придерживаются в АРЕМ, то в случае осуществления прогнозов агентству придется снизить предельные розничные цены до нынешнего уровня. В это сложно вообще поверить. Ну, и самое интересное. В 2008 году бензин стоил Т63 и при мировой конъюнктуре - свыше $140 за баррель. Тогда АЗС спокойно работали, и маржи им вполне хватало. В 2011 году бензин стоил 106 тг при мировой конъюнктуре свыше $120.


И тогда на рынке все было спокойно. Вопрос, почему сейчас при более низкой цене на сырую нефть власти хотят поднять предельные розничные цены на бензин, по всей видимости, останется риторическим. Что там АРЕМ говорил? Да, отечественный бензиновый рынок сильно зависит от поставок высокооктанового бензина из России. Кстати, министр нефти и газа РК У.


Карабалин, когда говорил о возможном дефиците топлива, ссылаясь на остановку российских НПЗ, душой уж точно не кривил. Так исторически сложилось. Но мне вообще сложно понять, почему ничего в плане топливной безопасности не делается. Между тем, разговоры о необходимости модернизации трех отечественных НПЗ, строительства четвертого завода, ввоза бензина из Китая никаких эмоций не вызывают. Разговоры - разговорами, а зависимость от российского бензина растет.


Так, к примеру, в 2010 году Казахстан импортировал более 800 тыс. 2012 году - свыше 1 млн тонн, в 2013 году, как отметил У. Карабалин, ожидается 800-900 тыс. Такая зависимость по сути своей ущербна. Она свидетельствует о неспособности властей решить бензиновую проблему. Теперь рассмотрим заявление У. Карабалина на предмет корректности. На Уфимском НПЗ ремонт начали. Об этом в Астане сообщил президент Башкортостана Рустэм Хамитов. При этом он добавил, что сей факт не скажется на объемах поставок бензина в Казахстан.


Что же касается Омского НПЗ, то там, если верить российским источникам, ничего не происходит. Эксперты Казпотребнадзора предлагают создать государственный стратегический запас ГСМ по примеру США и включить налог на транспорт в цену бензина. Предложения, надо заметить, здравые и полезные для рынка. Но властям они вообще не нужны. Их и так все устраивает. Значит, конкретные меры они, госорганы, не принимают, и монополисты, скорее всего, отделываются легким испугом. И последнее.


Социальные закладки:

Совкомфлот получит первый газовоз ледового класса

Ltd. Южной Корее спущен на воду первый из двух газовозов ледового класса, заказанных "Совкомфлотом" по долгосрочному соглашению с компанией Shell. Приемка первого судна пройдет в конце 2014 г., 2015 г. Ультрасовременные газовозовы типоразмера Atla ticmax (грузовместимость около 170 тыс.


Газовый флот "Совкомфлота" состоит из десяти газовозов СПГ и СНГ, которые задействованы в российских и международных проектах ("Сахалин-2", Ta gguh). Четыре газовоза находятся в стадии строительства по долгосрочным соглашениям с Shell и "Газпромом". Совкомфлот" - крупнейшая судоходная компания России, одна из ведущих мировых судоходных компаний по перевозке углеводородов, а также по обслуживанию шельфовой разведки и добычи нефти и газа. Собственный и зафрахтованный флот компании включает 158 судов общим дедвейтом свыше 12 млн тонн.


Треть судов имеют высокий ледовый класс. Совкомфлот" участвует в обслуживании энергетических проектов в России и за рубежом: "Сахалин-1", "Сахалин-2", "Варандей", Ta gguh, Escobar, Peregri o.


Социальные закладки:

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

ноябрь 2013
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30