Китайские нефтепереработчики ищут новые рынки сбыта

Китайские нефтепереработчики ищут новые рынки сбыта нефтепродуктов, включая авиационное и дизельное топливо, и начинают конкурировать с международными трейдерами и такими центрами нефтепереработки, как Сингапур.


Китай недавно стал крупнейшим в мире импортером нефти, и в стране растет число переработчиков, несмотря на снижение спроса на некоторые виды топлива для транспорта и промышленности. Это заставляет крупнейшего в стране нефтепереработчика Si opec Corp. Вьетнама и Гонконга, говорят источники Reuters, знакомые с ситуацией.


По их оценкам, в будущем году экспорт дизельного топлива может удвоиться по сравнению с 2013 годом до среднемесячного показателя 3,7 млн баррелей. Поскольку это совпадает с открытием новых НПЗ на Ближнем Востоке и повышением экспорта из США, аналитики ожидают снижения рентабельности нефтепереработки и экспортных цен на топливо в Азии.


Совокупная мощность китайских НПЗ была близка к 12 млн баррелей в сутки в конце 2012 года и может вырасти на 3 млн баррелей в сутки с 2013-го по 2015 год, вдвое превысив мощность индийских НПЗ.


Существуют длительные инвестиционные циклы, когда строятся НПЗ, приспособленные для максимально возможного производства дистиллятов, и именно это происходит в Китае", - отметил управляющий директор JBC E ergy в Азии Ричард Горри, добавив, что в ближайшие 10 лет Китай останется экспортером дизельного топлива.


Социальные закладки:

Как энергетическое оружие превратилось в газовую погремушку

Упорное отрицание упадка Начнем с констатации того любопытного факта, что материальный базис российских энергетических амбиций и озабоченности практически не изменился с момента потрясений, случившихся в первый год не оправдавшего надежды президентства Медведева. Производство нефти и природного газа несколько выросло в 2012 году по сравнению с докризисным 2007-м и, по-видимому, останется стабильным.


Так что главные новости в энергетической отрасли касались транспортировки и в первую очередь успешного завершения двух крупнейших проектов: газопровода Северный поток и нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО). Первый из этих широкоформатных экспортных каналов оказал некоторое влияние на транзитные раздоры с Украиной, а второй - закрепил за Россией позицию второстепенного экспортера нефти в Китай.


Недавно рассекреченные данные по запасам углеводородов подтверждают, что Россия эксплуатирует сверх всякой меры свои скромные запасы нефти (по которым она занимает 6-8 место в мире), стремясь поддерживать производство на уровне Саудовской Аравии. Даже в фазе дефицита предложения на этом рынке Москва не могла оказывать влияния на флуктуацию цены, и сейчас предчувствия ее неизбежного снижения порождают нервозность в политических элитах.


Самыми привлекательными вариантами в этой отрасли оказываются совместные проекты с западными нефтяными компаниями, нацеленные на возобновление добычи на старых месторождениях Западной Сибири и Поволжья, где применение новейших технологий дает возможность разрабатывать сложные нефтеносные пласты. В газовой отрасли вырисовывается совсем другая картина.


Корпорация не видит необходимости в разработке нетрадиционных источников энергии, но не может адаптироваться к стремительно разворачивающейся сланцевой революции и, как это ни парадоксально, может по-крупному проиграть в начинающемся золотом веке газа. Газпром не смог эффективно войти на сложный китайский рынок и оказался в ловушке на депрессивном европейском рынке, где его попытки агрессивного расширения неумолимо расследуются Еврокомиссией.


Упрямое отрицание необходимости перемен в стратегии и корпоративной культуре компании раздражает инвесторов и настораживает Кремль. В результате рыночная капитализация Газпрома упала (по состоянию на август 2013-го) до трети от рекордного уровня, зафиксированного в середине 2008 года.


Модель максимизации прибыли в нефтяной отрасли несовместима с попытками использовать экспорт в качестве политического оружия, а более политизированная газовая отрасль погружается в депрессию. Газпрому остро необходима более активная политическая поддержка, но президент Путин не готов расходовать свой политический капитал в череде оборонительных стычек.


Ложные установки двух модернизаций Идеология модернизации, предложенная Дмитрием Медведевым, не заслуживает полного забвения хотя бы потому, что она была четко ориентирована на преодоление нефтяной зависимости путем превращения России в ведущего производителя современных технологий.


Медведевская заявка на лидерство обернулась жалким фарсом, тем не менее она привела к формированию широкого консенсуса о том, что модернизация необходима, и безотлагательно. Именно поэтому Владимир Путин, вернув себе атрибуты верховной власти, не смог вернуть в оборот идеологию энергетической сверхдержавы.


Он неохотно пользуется термином модернизация и недолюбливает гаджеты, которые ассоциируются с этим понятием, но проводит в жизнь собственный вариант этого курса, нацеленный на восстановление традиционной индустриальной мощи, в первую очередь путем возрождения оборонно-промышленного комплекса.


Общей установкой в этих квазистратегиях модернизации является необходимость перекачки ресурсов из нефтегазового комплекса в сектора, избранные для стратегического прорыва.


С точки зрения здравого экономического смысла путинская реиндустриализация столь же несостоятельна, как и медведевские инновации, но масштабы ущерба для нефтегазового комплекса трудно переоценить. Здесь невозможно раскрыть вопрос о неподъемной стоимости колоссальной госпрограммы вооружений (см.


Брайана Тейлора), но можно смело утверждать, что пресловутый Уралвагонзавод и десятки подобных ему древних гигантов оборонки образуют такую черную дыру, в которой бесследно исчезают бюджетные ассигнования, что инновационная деревня Сколково кажется невинным развлечением.


Эта двойная несостоятельность не отменяет необходимости модернизации, но доказывает, что единственно возможным ее направлением является использование естественных преимуществ в энергетике.


Добыча нефти и газа, безусловно, являются стержнем этой высокотехнологичной индустрии, но ветви производств с высокой добавленной стоимостью расходятся от него во многих направлениях, если только их не обрубают - а именно это и происходит в России вследствие чрезмерного налогообложения, политического вмешательства и всепроникающей коррупции. Политическая необходимость изъятия прибыли нефтяных компаний и даже Газпрома прямо противоречит их коренным интересам инвестировать в развитие бизнеса (не говоря уже о стремлении к обогащению).


Результат этого столкновения интересов не устраивает ни одну из сторон. Бульдоги под ковром или потасовка Труляля и Траляля? Невразумительность установок энергетической стратегии и падение приоритетности нефтегазовых интересов приводят к эскалации напряженности в отношениях между правительством и лобби Газпрома - Роснефти - Новатэка, а также к раздорам между хозяевами энергетических империй.


Многие аналитики склонны интерпретировать эти конфликты как ожесточенные корпоративные войны, ведущиеся такими выдающимися полководцами, как Игорь Сечин, или тайными стратегами вроде Геннадия Тимченко.


В других комментариях эти войны превращаются в мелкие потасовки между персонажами вроде Труляля и Траляля, которые, как известно, решили вздуть друг дружку, но забывают о драке, лишь только черный ворон (в роли которого, естественно, выступает Путин) каркнет в знак неудовольствия. По мнению автора этой записки, конфликты заслуживают серьезного отношения хотя бы потому, что ставки в них превышают бюджет его института на два или даже три порядка; тем не менее скептический взгляд важен для полноты картины.


Главным форумом этого лобби стала президентская Комиссия по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности, которая работает параллельно, но зачастую торпедирует работу правительственной Комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса, возглавляемой вице-премьером Аркадием Дворковичем.


Сечин без колебаний использует свою роль секретаря президентской Комиссии для продвижения собственных интересов, например, для срыва планов приватизации Роснефти. Он также поддерживает законодательные инициативы по либерализации экспорта сжиженного газа, которые готовят почву для давно назревшей радикальной реформы этой суперкорпорации, настолько перегруженной активами и обязательствами, что ее ценность как политического инструмента стала негативной.


Нельзя не обратить внимания на тот факт, что олигархи нефти и газа успешно уклоняются от участия в склоках и перетрясках политических элит, вызванных развивающимся кризисом путинского режима.


В такой же мере ни один из трех наиболее заметных политиков - Дмитрий Рогозин, который отстаивает интересы оборонно-промышленного комплекса, Владимир Якунин, который оказался в центре громкого скандала, и Сергей Собянин, который ведет сложнейшую выборную кампанию за пост мэра Москвы, - не имеет явной поддержки от нефтегазового лобби. Сечина часто характеризуют как представителя или даже лидера клана (а точнее, союза кланов) силовиков, но на самом деле нет никаких свидетельств перемещения средств от Роснефти на счета каких-либо силовых структур.


Единственной масштабной бизнес-политической интригой, в которой Сечин играл ключевую роль, были разгром и огосударствление компании ЮКОС в 2003-2004 годах. Во что превратилось энергетическое оружие Нефтяная и в значительно меньшей мере газовая отрасль будут оставаться основными источниками доходов в российской экономике.


Но нефтяные олигархи предпочитают позицию невмешательства в разворачивающемся внутриполитическом кризисе и оказывают незначительное влияние на формирование внешней политики. Утративший репутацию надежного поставщика Газпром теряет позиции на ключевом европейском рынке, и каждая его попытка прибегнуть к помощи Кремля для свертывания расследования, ведущегося Еврокомиссией, или для смягчения условий третьего энергопакета оказывается непродуктивной из-за резких политических контрмер ЕС.


Непрекращающиеся газовые раздоры с Украиной вызывают у европейских покупателей реакцию, которая исчерпывается двумя словами: Сколько можно? Партнеры Газпрома с тревогой наблюдают, как российский чемпион готовится совершить крупную ошибку - начать строительство баснословно дорогого газопровода Южный поток по дну Черного моря. В этом мегапроекте бесполезно искать экономический смысл, но Путина интересуют не расчеты окупаемости, а политическая составляющая.


Необычайная стабильность нефтяных цен маскирует глубину сдвигов на мировых энергетических рынках, и опасения, связанные с обвалом цен, вытесняют у российской политической элиты необходимость осмыслить масштаб этих изменений.


Основной смысл сечинского плана превращения Роснефти в доминирующего лидера нефтяного сектора заключается в использовании преимуществ политического контроля, однако они могут оказаться мнимыми. Газпром дает убедительнейшее доказательство тому, что политическое вмешательство наносит непоправимый вред бизнесу.


Но при этом превращение экспорта газа в политический инструмент может нанести большой ущерб и самой политике. Размахивая воображаемым газовым оружием, политик внезапно обнаруживает, что он вооружен погремушкой. По материалам: slo.


Социальные закладки:

У России не купят газ и нефть

Но в последнее время в ЖЖ активно и на полном серьезе обсуждается вал постов на эту тему, причем удивительно глупых, так что я не выдержал со своими двумя копейками. В качестве примера, до чего можно дойти - это аргумент наших меньших братьев (т.е Украина перестала покупать у России газ, у нас образуются огромные излишки, которые просто некуда девать. Спичкой чиркнуть - и вся Россия взорвется. Поэтому России надо газ дать Украине бесплатно, а еще лучше и приплачивать.


Должен заметить, что политические спекуляции на ту тему, что всвязи с новыми технологиями потребность в нефти и газе резко упадет, цена снизится, и Россию ждет финансовая катастрофа, постоянно появляются уже не первый год. И даже не первое десятилетие.


Помнится, тогда еще была актуальна озоновая дыра, так что надо было немедленно перестать жечь углеводороды, иначе мы все умрем от ультрафиолета. Первоначально разговоры шли о солнечных батареях. Каждый поставит себе по солнечной батарее и будет с нее обеспечивать себя электричеством и теплом. Потом выяснилось, что себестоимость бесплатной электроэнергии от солнечных батарей чуть ли не в 10 раз выше, чем от традиционных электростанций.


Недавно были любопытные обзоры по украинской солнечной электроэнергетике. Животик надорвешь, читая. Но, с другой стороны, солнечная энергетика служит верхним ограничителем цены - если стоимость топлива поднимется в 5-10 раз, выгоднее будет использовать ее. Ну и совсем солнечные батареи не годятся для автомобилей.


Отдельные экземпляры автомобилей на солнечных батареях по степени удобства эксплуатации очень похожи на древние попытки сделать вертолет, поднимающийся за счет мускульной силы человека. Похожая ситуация была с ветровыми электростанциями.


Много шума - и, в конце, выяснение, что использовать их более-менее рентабельно только в определенных условиях, там, где пустынно и постоянно дует сильный ветер. Следующая грядущая катастрофа грозила российской экономике от биотоплива. То есть мы засеваем, к примеру, рапс, выжимаем из него масло, после чего на нем ездим вместо бензина.


Одно время Евроньюс постоянно давал бодрые репортажи типа Из Лондона в Амстердам успешно прилетел пассажирский Боинг, у которого один двигатель из 4 питался керосином с добавлением 10% биотоплива!! Здесь, правда, похуже вышло. Кроме госдотаций, вылетевших в трубу, под рапс были заняты огромные сельскохозяйственные площади. Помню, летишь на самолете над Европою, а внизу - сплошь желтые поля..


Из-за этого тогда резко выросли цены на еду. Потом про биотопливо говорить перестали. При этом биотопливо - очень старая идея, только называлась она эрзац-бензин и использовалась тогда, когда бензина в стране для автомобилей не хватало. Немцы, к примеру, во вторую мировую гнали его из угля. Кстати, ничего загадочного в этом процессе нет, можно сделать и качественный бензин, но тогда он дороговатый выходит.


Можно и на других жидкостях ездить. В гражданскую у нас, к примеру, автомобили на скипидаре ездили. А в Бразилии сейчас пробуют в бензин этиловый спирт подмешивать. Так что и тут - если резко поднимется цена на бензин, его есть чем заменить.


Но пока, даже если нефть будет по 300 баксов за баррель, это невыгодно. Несколько лет назад начался шум про сланцевую революцию. Вначале говорили про сланцевую нефть. Я, когда репортажи про это смотрел, все недоумевал, каким образом на этот старый источник сумели повесить новую этикетку. Дело в том, что нефти в мире много. Но большинство ее добывать тяжело.


Или она глубоко, так что ее хрен достанешь, или она разлита понемногу да еще и плохо течет. Вот нефть из нефтеносных песков - типичный второй случай. Добывать ее в промышленных масштабах муторно, дорого и очень грязно - на тонну нефти порядка десятка тонн песка, загрязненного тяжелой нефтью, которую никаким хреном не отмоешь. Потом перешли с нефти на сланцевый газ.


Причем эти самые замечательные сланцы есть только в США, Канаде и некоторых других странах с правильным политическим курсом. Например, в Польше. А в России - нет ни капельки. Наверно, в этом виноват кровавый Путин. Далее, однако, пошли более скептические статьи. Примерно месяц назад в Комсомолке была большая обстоятельная статья на тему негативных последствий добычи сланцевого газа. Я даже думал, не написать ли о ней.


А буквально позавчера в ТОПе увидел всю эту статью, перепощенную баз ссылки на первоисточник, с горячим обсуждением. Статья, конечно, с журнализмами. Там упоминается и фермерская дочка, живущая вблизи места добычи, которая вся пошла прыщами, и то, что теперь вода, льющаяся из крана, так насыщена утекшим сланцевым газом, что горит, и прочее. Однако приведенные технические подробности тоже, конечно, любопытны. Поэтому туда под давлением закачивают огромное количество воды, чтобы гидроударом обвалить сланцевые породы, в толще которых и запрессован газ.


Воду подают, увы, не чистую, а с кучей весьма ядовитых присадок. Точный состав ее - ужасная коммерческая тайна, которую даже американским врачам не сообщают (точнее - сообщают без права разглашения), но самой разной гадости там действительно до черта. Новостью для меня также было то, что используемая технология - не новая, а разработанная еще в 40-е годы. Естественно, пост подвергся критике.


Потом, когда поняли, что для добычи надо гидроударом нижнюю часть скважины развалить, стали сомневаться в другом - как газ и грязная вода с глубины 10 км. Как, как.. Да какая разница, главное - что резкое ухудшение состояния на больших площадях вокруг скважин хорошо заметно и проявляется, например, в 10-кратном падении цен на недвижимость. Народу на места дОбычи ездило немало, и они подтверждают, что выглядит местность достаточно уныло.


Добыча полезных ископаемых вообще здорово загаживает природу. Нет, конечно, можно добывать и абсолютно чисто, но это дороже. А описание технологии добычи сланцевого газа выглядит весьма неприятно. Это ведь не просто дырка в земле - для интенсификации устраивают этот самый гидроразрыв, то есть небольшое землетрясение.


А где небольшое, там и большое не за горами. Осенью этого года был скандал в Испании. У них вблизи побережья под курортным городом Салоу была морская вышка, газ с шельфа добывали. Добыли, дальше законсервировали, но пришла в голову мудрая идея использовать все это как подземный резервуар для хранения газа. Стал его закачивать и в результате получили серию землетрясений.


Пикантность ситуации - в том, что в нескольких километрах оттуда, прямо на берегу стоит действующая АЭС. Так что испанцы шли по пути создания рукотворной Фукусимы. Ну и нахрена это все?


Как известно, в условиях стабильной экономики действует закон снижения нормы прибыли, поэтому, чтобы зарабатывать ОЧЕНЬ ХОРОШО, надо мутить воду, искусственно поддерживая нестабильность. Включая и политические, и информационные, и военные методы. ИМХО лучше афера со сланцами, чем новые гуманитарные бомбардировки.


И еще, про ужас-ужас-ужас, который будет, когда газ и нефть вот-вот кончатся. Не кончатся они. Во-первых, как я уже говорил, будет постепенный переход на более тяжелую нефть. Во-вторых, если бы вдруг вся нефть мира вдруг пропала, то России было бы это очень выгодно, так как угля у нее еще больше, чем нефти. Даже имеющегося угля в разведанных запасах хватит лет на 100 минимум.


Но, конечно, дальнейшее развитие человечества зависит от успехов в развитии физики.


Социальные закладки:

Украина без российского газа - ЕС поможет?

По материалам РИА Новости, в соответствии с данными польского оператора газопроводов Gaz-System, в начале ноября Украине пришлось резко увеличить прокачку газа через территорию Польши. Ранее поступила информация, что с 9 ноября закупка газа у России прекратилась. Отношения двух столиц также серьезно обострились по причине приближающегося подписания соглашения об ассоциации Украины с Европейским союзом. Подробности этого вопроса выясняли аналитики раздела Новости Украины популярного журнала современных инвесторов Биржевой лидер.


Путь газа в Украину через пункт Германовичи Правительство Украины, объявившее об отказе от закупок газа у Газпрома, в течение последней недели решило утроить прокачку газа в страну через территорию Польши.


Теперь газу в реверсном режиме приходиться преодолевать путь в Украину из Польши через пункт Германовичи. Максимально возможная технически пропускная способность пункта приравнивается 4,8 миллионам кубометров за двадцать четыре часа.


В соответствии с данными польского трубопроводного концерна, до 6 ноября на Украину каждые сутки осуществлялись поставки от двенадцати с половиной миллиона киловатт-часов (приблизительно 1,2 миллиона кубометров) до 15,6 миллиона киловатт-часов (приблизительно полтора миллиона кубометров).


По мнению Министерства иностранных дел Украины, товары из Европейского союза могут заменить российские товары. 6 ноября объем прокачки удалось удвоить и достигнуть тридцати четырех миллионов киловатт-часов (приблизительно 3,2 миллиона кубометров), а 9 ноября возрос до 51,3 миллиона киловатт-часов (приблизительно 4,9 миллиона кубометров), сохраняясь на таком же уровне и 10 ноября. На данный момент Gaz-System пока не предоставила никаких материалов за 11 ноября.


Украину не устаивают цены на газ в России Украина, которая уже на протяжении нескольких лет безрезультатно добивается от Российской Федерации уменьшения стоимости на газ, решила осуществлять закупку топлива в Европе. В ноябре прошлого года стартовали поставки газа через Польшу соответственно с соглашением между Нафтогазом Украины и немецкой RWE.


В конце марта нынешнего года Киеву удалось получить первые объемы газа через Венгрию. Украина также собирается открыть реверс через Румынию и Словакию, однако переговоры существенно затянулись.


Социальные закладки:

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

ноябрь 2013
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30