Очередная газовая афера Украины

6 ноября 2013 года новостные порталы Украины и России вновь обошло известие о предстоящем подписании Украиной меморандума о создании Адриатического газового коридора с Венгрией и Хорватией. Комментаторы посчитали, что продвигаемый Брюсселем "Адриатический газовый коридор" - это очередной антироссийский проект. Во время работы Всемирного экономического форума в Киеве премьер-министр Украины Николай Азаров встретился с венгерским вице-премьером Тибором Наврачичем.


Во время встречи было озвучено желание Украины подписать подобного рода меморандум как можно скорее в Брюсселе, Будапеште, Загребе или Киеве. За месяц до этого 4 октября 2013 года украинский премьер во время встречи с помощником госсекретаря США Викторией Нуланд объявил, что меморандум о создании Адриатического газового коридора торжественно подпишут в Киеве 5 ноября.


Однако в итоге ни хорватский, ни венгерский премьер в Киев не явились, и меморандум подписан не был. В чем причина сдержанного отношения Венгрии и Хорватии к украинским устремлениям? Проект альтернативного коридора поставки энергоносителей в Венгрию из адриатических портов Югославии родился на закате советского владычества в Центральной Европе. В 1989 году венгры отказались от советской системы и открыли для направлявшихся в ФРГ восточных немцев свою западную границу.


В Будапеште опасались, что некие "консервативные силы" в Москве отыграют назад и попытаются восстановить свое господство над Восточным блоком и Венгрией, в частности. Гипотетическое наступление Москвы ожидалось в виде энергетической блокады с перекрытием поставок по нефтепроводу "Дружба".


Для противодействия возможной блокаде венгры начали строить нефтепровод от Адриатики с тем, чтобы он мог обеспечить самые минимальные потребности страны. Нефтепровод был достроен уже после краха СССР и так и не был серьезно задействован. Нужда в альтернативной поставке нефти не возникала в регионе последние 20 лет.


После создания подобного рода сети в регионе Центральной Европы можно было бы осуществлять переброску газа как в широтном, так и меридиональном направлениях. Адриатический газопровод изначально не рассматривался как изолированный проект. Поэтому венгеро-хорватский проект газопровода от Адриатики в Венгрию изначально проектировался из расчета возможности транспортировки газа в оба направления, как от Адриатики в Венгрию, так и из Венгрии в Хорватию.


Поэтому проект Адриатического газопровода оказался выгоден не только Венгрии, но и Хорватии. Здесь надо уяснить, что после постройки Адриатического газопровода в 2011 году, он используется для транспортировки газа из Венгрии в Хорватию, а не наоборот. Разумеется, транспортируемый по нему газ является российским по своему происхождению.


Проект строительства газопровода между Хорватией и Венгрией стал активно обсуждаться в венгерских и хорватских СМИ в феврале 2006 года. Стоимость венгерского участка протяженностью в 215 км первоначально была определена занижено в 25 млрд. Ft. Тогда же была названа и конечная стратегическая цель - привязать газопровод к морскому терминалу сжиженного природного газа на Адриатике.


В 2007 году начались переговоры между венгерской компанией FGSZ Földgázszállító Zrt. MOL и хорватской Pli acro о строительстве газопровода из Хорватии в Венгрию. Предварительное соглашение по проекту между FGSZ и Pli acro было подписано 31 мая 2007 года. В начале июля 2008 года FGSZ Földgázszállító Zrt. Pli acro в Загребе подписали промежуточное соглашение о сотрудничестве в деле строительства газопровода.


Были названы его технические параметры: общая протяженность 298 км (210 - венгерская часть, 88 - хорватская), диаметр трубы 800 мм, давление 75 бар. В марте 2009 года венгерская FGSZ и хорватская Pli acro подписали окончательное соглашение о связи венгерской и хорватской газотранспортных сетей на хорвато-венгерской границе в районе Варошфёлда и Слободницы. Длина венгерского участка газопровода определена в 210 км, хорватского - 88 км. Была названа стоимость создания венгерского участка - 80 млрд.


Соглашение об инвестициях в проект FGSZ и Pli acro было подписано в 2009 году. Строительство обошлось в Euro 395 млн., Euro 75 млн. Pli acro. В феврале 2009 года венгерскими властями было объявлено, что венгерская часть проекта газопровода получит поддержку ЕС в размере Euro 20 млн. Адриатический газопровод, таким образом, построен при относительно скромной финансовой поддержке Евросоюза.


Однако в 2010 году стало известно, что проект венгеро-хорватского газопровода находится на контроле председателя Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу. Практические работы по строительству газопровода начались в сентябре 2009 года.


Венгеро-хорватское межправительственное соглашение о строительстве газопровода от Адриатического побережья в Венгрию было достигнуто 22 июля 2010 года сразу же после прихода к власти в Венгрии Виктора Орбана и его партии Fidesz во время визита хорватского премьера Ядранки Косор в Будапешт. Были подтверждены фирмы-исполнители проекта: FGSZ Földgázszállító Zrt. Pli acro d.o.o. Хорватии. В ноябре 2010 года было объявлено, что венгерская энергетическая компания MOL для строительства венгерского участка Адриатического газопровода протяженностью в 205 км.


Euro 150 млн. Вслед за этим в январе 2011 года было подписано словацко-венгерское соглашение о строительстве газопровода между этими странами с намерением в ближайшем будущем подключиться к польской газораспределительной сети. Стратегический проект Брюсселя и Вышеградской группы сейчас выполняется.


В венгерских СМИ сообщили о технических параметрах построенного Адриатического газопровода: диаметр трубы 800 мм, давление 75 бар, максимальный возможный объем транспортировки 19,2 млн. Газопровод может работать в оба направления. Но первоначально он стал служить делу поставки газа из Венгрии в Хорватию.


Дальше предусматривалась возможность поставки газа из Хорватии в Венгрию после постройки терминала для СПГ на прибрежном хорватском острове Крка в Адриатическом море. Строительство Адриатического газопровода проходило на фоне внешнеполитического скандала между Венгрией и Хорватией. Бывший премьер-министр Хорватии Иво Санадер был обвинен в получении взяток от Жолта Хернади - председателя правления MOL - компании, являющейся главным инициатором и исполнителем проекта Адриатического газопровода.


В ходе расследования выяснилась причастность к делу Санадера российского олигарха Михаила Гуцериева. Подобное обстоятельство вновь возбудило подозрение, что дело Санадера инициировано Москвой с целью нейтрализации проекта Адриатического коридора. С подобной же позиции некоторыми экспертами расценивалось дело "Сургутнефтегаза" и MOL в Венгрии.


За попыткой российской нефтяной компании утвердиться в собственности доли MOL усматривалось стремление России взять под контроль региональные энергетические проекты, инициируемые венгерской компанией. Венграм удалось успешно отразить это устремление.


После того, как выяснилось, что после всех споров Москвы и Будапешта российский газопровод "Южный поток" пройдет по территории все-таки Венгрии, а не Хорватии, президент последней Иво Йосипович публично вынужден был признать, что венгры по всем статьям переиграли хорватов, а неосмотрительная политика Хорватии и череда ошибок вызвали недовольство российских инвесторов, за которые Хорватии приходится расплачиваться.


Украинско-брюссельские игры вокруг венгеро-хорватского Адриатического газопровода стартовали в начале 2013 года. 14 марта 2013 года Пал Ковач - ответственный за энергетику госсекретарь Венгрии в правительственном интервью на вопрос "Примет ли Венгрия участие в строительстве терминала сжиженного газа в Хорватии?" Естественно да, в большей степени это касается хорватской стороны.


Таким образом, получается, что созданный 19 сентября 2013 года консорциум по разработке месторождения в Каспийском море "Шах Дениз" с транспортной мощностью газопровода в 10 млрд. Греции и Италии - Украине. Заметим, что европейские эксперты, комментируя создание консорциума, сразу же предупредили, что мощностей TAP не хватит даже на Центральную Европу. Спустя месяц речь в Брюсселе зашла о подключению к TAP даже Украины, не говоря уже о центральноевропейцах.


Из заявлений, сделанных в Брюсселе, следует, что будет какое-то дополнительное строительство по линии существующего венгеро-хорватского Адриатического газопровода для обеспечения мощностей в пользу Украины. Однако в опубликованном 15 октября 2013 года списке 250-ти энергетических проектов Евросоюза Адриатический газопровод не упоминается. Таким образом, брюссельские заявления о создании некоего Адриатического коридора для Украины являются блефом. Украина просто хочет сесть на существующую мощность, созданную хорватами и венграми в 2011 году.


Поэтому ключевое значение для проекта имеет строительство терминала сжиженного газа на острове Крка в Хорватии. Собственно Евросоюз из своего бюджета запланировал на всю совокупность своих энергетических инфраструктурных проектов потратить с 2014 по 2020 год Euro 5,85 млрд. Даст ли денег на хорватский проект Германия? Без строительства терминала сжиженного газа на острове Крка в Хорватии этой стране неинтересен разворот поставок с юга на север.


Потребности Венгрии в максимальном значении исчисляются примерно в 10-12 млрд. В 2011 году Венгрия приобрела у "Газпрома" 6,3 млрд. Словакия - 5,8 млрд., Хорватия - 1,1 млрд. Пропускная способность венгеро-хорватского газопровода составляет 6,5 млрд. Потенциально он может обеспечить минимальные потребности Венгрии в газе. Проект создания Адриатического газового коридора Украины с Венгрией и Хорватией имеет, в первую очередь, пропагандистский адресованный населению этой страны посыл в духе известного лозунга "Запад нам поможет".


Проект специально получил общественную огласку за месяц до предполагаемого подписания Украиной ассоциативного соглашения с ЕС. Заявленное Киевом предполагаемое подписание меморандума между главами правительств Хорватии, Венгрии и Украины об "Адриатическом газовом коридоре" должно демонстрировать дрейф Украины в регион Центральной Европы. Однако у означенного дела есть частная региональная венгерская составляющая.


После того, как венгерское правительство отбило попытку русских утвердиться в MOL, оно еще установило национальный контроль над оптовой и розничной торговлей газом на внутреннем рынке Венгрии. Венгерское правительство выкупило внутренний газовый рынок у германской энергетической компании E.O. В связи с этим венгерское руководство, в частности, заявило, что оно извлекло для себя урок из событий в Болгарии. Национальный контроль за внутренним энергетическим рынком нужен Будапешту для поддержания социальной и политической стабильности в стране.


С января этого года Венгрия запустила проект региональной биржи торговли газом. 6 ноября 2013 года, т. Азаров "грозил" Москве хорвато-венгеро-украинским меморандумом, в Будапеште было объявлено, что к продажам газа на внутреннем рынке Венгрии будет допущен украинский холдинг DTEK из донецкого System Capital Ma ageme t, принадлежащего известному украинскому олигарху Ринату Ахметову.


Происходящее сейчас в Брюсселе, Будапеште и Киеве позволяет заподозрить, что "скоро" именно венгры станут важными поставщиками природного газа на подписавшую ассоциативное соглашение с Евросоюзом Украину. Под видом "адриатического газа" Киеву предложат российский газ из газопровода "Южный поток". Реверсные дела явно понравились венграм.


Статьи по теме:

  1. Вежливый шантаж

    Кризис, постигший нефтяные и газовые концерны из-за падающих цен на нефть, тормозит их инвестиционную деятельность и затрагивает, в частности, немецких поставщиков в лице мелких и средних предприятий. Когда российский президент Владимир Путин в начале прошлой недели, находясь с государственным визитом в Турции, объявил о закрытии проекта, который играл для его страны важную роль в плане престижа, это было похоже на проявление вредности характера.

  2. Украина недовольна ценами на реверсный газ из Европы

    Рухнул еще один проект Украины по освобождению от российского газа. Киев прекратил реверс газа через Польшу, так как топливо из Европы оказалось дороже российского. Это не первый разрекламированный Украиной проект по замене российского газа, который дал трещину.

  3. Углеводородная логика Европы

    Он также напомнил, что Евросоюз договорился с правительствами Туркменистана и Азербайджана, что любой трубопровод через Каспий должен соответствовать самым высоким экологически стандартам. Соответствующий документ должен быть утвержден Ашхабадом, Баку и Брюсселем в конце этого года.

Социальные закладки:

Комментарии к этой заметке больше не принимаются.


Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

ноябрь 2013
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30